Борная кислота для помидоров: стимулирование завязей
В период цветения на формирование завязи у помидоров влияют разные факторы. Из-за плохой погоды, недостатка тепла, недостаточно богатой нужными веществами почвы цветов на кустах может быть мало, а значит, и плодов будет немного.
Как действует бор
Микроэлемент бор необходим для роста и развития многих растений, в том числе и помидоров, поэтому во время цветения многие садоводы опрыскивают томаты бором. Цель обработки — повысить количество цветков, из которых впоследствии сформируются плоды.
Раствором борной кислоты обрабатывают все части растения: корни, листья и цветы.
Бор влияет на все части растения. Он необходим для роста корней, усвоения корнями полезных веществ из почвы, образования и опыления цветков и накоплению сахаров в мякоти плода. Особенно ценен бор для тепличных помидоров, так как влажность в теплице обычно повышена и помидоры чаще болеют фитофторозом, мучнистой росой и другими болезнями. Обработка бором помогает бороться с этими заболеваниями и улучшает качество плодов.
Как узнать, что томатам не хватает бора
Бором можно опрыскать томаты и для профилактики, но особенно важна подкормка, если вы заметили признаки нехватки бора. Чаще всего растение с недостатком бора выглядит так:
- У томата мелкие бледные листья, сухие побеги на верхушке. Прожилки на листьях черного, желтого или коричневого цвета.
- Растение плохо цветет, на нем мало бутонов или вообще нет завязи. Если завязь есть, то цветки не развиваются и быстро опадают.
- Интенсивно растут боковые побеги, которые со временем тоже сохнут.
Если вы заметили похожие признаки, стоит обработать растение борной кислотой. Опрыскивание — наиболее удобный вариант такой обработки. Подкармливать кусты можно три раза в сезон: до цветения, во время цветения и в начале плодоношения. Если почва бедная, скорее всего, потребуется дополнительная обработка.
Борная кислота не вредна для людей, но стандартными мерами предосторожности все же пренебрегать не стоит. Пользуйтесь индивидуальными защитными средствами: защитите маской лицо, а перчатками — руки. Борную кислоту и ее раствор храните вне доступа детей и животных.
Не забывайте о мерах предосторожности при обработке томатов.
Как опрыскивать посадки
Лучше всего обрабатывать посадки ранним утром или вечером, когда нет полуденной жары, ветра или дождя. Для обработки потребуется пульверизатор с мелкодисперсным распылителем.
Подходящее время для внесения подкормки — раннее утро или вечер. Постарайтесь подобрать день так, чтобы не было ни сильного ветра, ни дождя, ни палящего солнца. Для обработки понадобится пульверизатор с мелкодисперсным распылителем, крупными каплями раствор лучше не распылять.
Опрыскивание томатов по листу обычно проводится так:
- Приготовьте водный раствор борной кислоты. Стандартная пропорция — 2-3 грамма порошка на на 10 литров, то есть на ведро. Заготавливать раствор заранее или делить на части не стоит — со временем в нем может выпасть осадок. Борная кислота должна раствориться полностью, без крупных кристаллов и взвеси.
- Раствор распыляют на все части куста, включая тыльную сторону листьев. Для этого листья можно немного наклонять. Старайтесь распылять борную кислоту равномерно.
Следите за тем, чтобы раствор не скапливался на определенных участках листьев. Распределите его равномерно.
Не стоит увеличивать количество и пропорцию кислоты в растворе. Избыток бора так же вреден, как и его нехватка, поэтому вы можете повредить кустам. Если вы распыляете раствор в теплице, можно сделать его менее концентрированным. Теплицы, как правило, реже проветриваются, поэтому вещество дольше остается на растениях.
Учтите, что важно дать раствору впитаться, поэтому не стоит обрабатывать томаты перед поливом или в дни, когда есть вероятность дождя.
Если вы по каким-то причинам не хотите обрабатывать цветки, можете опрыскать раствором только корни томатов. Пропорция в этом случае составит 5 грамм борной кислоты на ведро воды. Распылять такой раствор удобно из лейки под каждый куст.
Растворы борной кислоты для борьбы с вредителями
Существуют также проверенные варианты растворов, которые вы можете использовать для борьбы с болезнями растений.
- В борьбе с фитофторозом томатов поможет раствор со следующим составом: 1 грамм борной кислоты, 1 литр молока или молочной сыворотки и 20 капель йода.
- Борную кислоту используют и для борьбы с тлей. В этом случае на зеленую часть куста наносят раствор, в состав которого входят 1 грамма кислоты на 1 литр горячей воды. Перед опрыскиванием воду остужают.
Опытные садоводы обрабатывают борной кислотой семена или почву перед посадкой помидоров. Эта процедура служит своего рода профилактикой — насыщает землю бором и повышает всхожесть семян.
Семена перед посадкой погружают на 24 часа в раствор — 0,2 грамм борной кислоты на литр воды. В такой же пропорции готовят и раствор для опрыскивания почвы. Раствор борной кислоты лучше всего подойдет для дерново-подзолистых или заболоченных земель. Часто бора недостаточно именно в грунте с таким составом.
Несколько простых опытов по ботанике
Простые опыты по ботанике
Газета “1 сентября – Биология”, № 4, 1999 г.
Авторы: А. В. Теремов, В. С. Рохлов
Рисунки – Юрьева С. А.
Из готовление модели растительной клетки
Модель растительной клетки изготавливается в виде целлофанового мешочка, размером около 5 см.
Материалы для модели:
- Целлофан (синтетическая пленка, проницаемая для воды, например – упаковка для сосисок или цветов) – для моделирования оболочки растительной клетки. Целлофан предварительно смачивается водой и обсушивается при помощи газетной или промокательной бумаги.
- Стеклянная трубочка (пипетка). Пленка прикрепляется к трубочке с помощью колечка (его можно сделать из резиновой части пипетки). Важно соблюсти герметичность соединения мешочка и трубки.
Для опытов также понадобятся:
- сироп, приготовленный из 2 частей сахарного песка и 1 части горячей воды; для большей наглядности опытов в сахарный сироп добавляют 1–2 капли туши или чернил;
- крахмальный клейстер, который готовится так: развести 1 чайную ложку крахмала в небольшом количестве холодной воды и затем постепенно влить ее в 1/3 стакана кипящей воды, все время помешивая ложкой;
- смесь сахарного песка и крахмала в пропорции 10 : 1.
Поступление воды и растворенных в ней веществ в клетку
Оборудование: модель растительной клетки (целлофановый мешочек с трубкой), заполненный смесью сахарного песка и крахмала или крахмальным клейстером; банка с водой; линейка; чернила или тушь; пластилин; проволока для крепления мешочка к банке; иголка; раствор йода; пипетка.
Вариант А . Мешочек, заполненный смесью сахарного песка и крахмала в пропорции 10:1, поместить на дно банки с небольшим количеством воды, подкрашенной 1–2 каплями чернил или туши (уровень воды не должен быть выше места крепления мешочка к трубке). Используя пластилин и проволоку, закрепить трубку на горлышке банки (см. рисунок). Содержимое банки оставить на 1–2 ч.
Вариант Б . Мешочек с пробкой и вставленной в нее трубкой наполнить крахмальным клейстером. Используя пластилин и проволоку, закрепить мешочек на горлышке банки (см. рисунок). В банку по стенке медленно налить воду – столько, чтобы ее уровень был не выше места крепления мешочка к трубке. Для наглядности опыта воду можно подкрасить 10–20 каплями раствора йода. Содержимое банки оставить на 1–2 ч.
Результаты опыта. В ходе опыта подкрашенная вода будет подниматься по трубке. Отметьте фломастером на трубке уровень подъема воды. Крахмальный клейстер в мешочке постепенно окрашивается в темно-фиолетовый цвет.
Для того чтобы убедиться, проникает ли вода в мешочек, достаньте мешочек из банки и проткните его иголкой. Если опыт получился, вы опытным путем доказали, что вода проникает сквозь оболочку клетки-модели.
Ответьте на вопрос. Какое значение для клетки имеет проницаемость ее оболочки для воды и непроницаемость для других веществ (избирательная проницаемость)?
Поступление веществ из воздуха в клетку
Оборудование: модель растительной клетки – целлофановый мешочек без трубки и пробки; банка с водой; смесь сахарного песка и крахмала; нитка и проволока для прикрепления мешочка; раствор йода; пипетка.
Постановка опыта. Мешочек заполнить смесью сахарного песка и крахмала в пропорции 10 : 1, крепко завязать толстой ниткой и поместить в банку с кипяченой водой. Через 1–2 ч, когда мешочек набухнет, подвесить его над водой, в которую добавить 15–20 капель раствора йода. Рядом надо повесить второй такой же мешочек, но заполненный чистой водой.
Результаты опыта. Спустя 20–25 мин содержимое первого мешочка окрасится в темно-фиолетовый цвет.
Ответьте на следующие вопросы. Какие вещества могут поступать в клетку из воздуха? Как можно доказать это на опыте? Для чего в воду добавляют раствор йода? Для чего один мешочек наполняют смесью сахара и крахмала, а другой – чистой водой? Работа клеток каких органов растения моделируется в данном опыте?
Поступление растворенных в воде веществ из почвы в клетку
Оборудование: модель клетки – целлофановый мешочек, заполненный смесью сахарного песка и крахмала в пропорции 10:1; банка с кипяченой водой; банка, заполненная промытым речным песком; раствор йода.
Постановка опыта. Мешочек со смесью сахарного песка и крахмала поместите на 1–2 ч для набухания в банку с кипяченой водой. Затем выньте его и положите в банку с песком, смоченным раствором йода в воде. Песок должен полностью покрывать набухший мешочек.
Результаты опыта. Спустя 15–20 мин выньте мешочек из песка и промойте его в чистой воде. Содержимое мешочка окрасилось в темно-фиолетовый цвет.
Ответьте на следующие вопросы. Какие вещества могут поступать в клетку из почвы? Как можно обнаружить поступление этих веществ в опыте? Работа клеток каких органов растения моделируется в данном опыте?
Рост корня в длину
Объекты и оборудование: проросшие семена гороха, фасоли или бобов с корнем длиной около 2 см; небольшая баночка (из-под майонеза, сока и т.п.); кусок картона; плотная ткань или промокательная бумага; полиэтиленовая пленка или крышка для банки; черная тушь, предварительно налитая в крышечку и слегка загустевшая в результате частичного высыхания; линейка; заостренная спичка; канцелярские булавки.
Постановка опыта. Для опыта надо приготовить влажную камеру. На дно банки налить воду слоем 0,5–1 см, установить картонную стенку, лучше всего двухслойную. Высота стенки должна быть чуть ниже банки, ширина – по диаметру отверстия банки.
Нижний край картонки надо вырезать в форме выпуклого дна банки. На обе стороны картонной стенки наложить промокательную бумагу или плотную ткань. По ней будет подниматься вода со дна банки. Для опыта надо отобрать 2–3 проросших семени с более или менее прямыми корнями, без признаков повреждения и начала образования боковых корней. Тонко заточенной спичкой по всей длине корня нанести (по одной стороне) метки тушью в виде небольших, но хорошо заметных точек или коротких черточек на расстоянии 1,5–2 мм одна от другой. Семя при этом держите за семядоли, прикосновение к корню концом спички должно быть очень легким, особенно у его кончика. Начинать разметку лучше с основания корня. Затем семена с размеченными корнями прикрепите к картонной стенке с помощью булавок (на картон прикалываются булавками обе семядоли) так, чтобы корни касались влажного картона на высоте 3–4 см над водой.
Банку закрыть крышкой или полиэтиленовой пленкой и поставить в светлое и теплое место. Чтобы стенки банки не запотевали, можно протереть их ватным тампоном, пропитанным смесью глицерина с водой в пропорции 1:1.
Результаты опыта. Через 2 дня убедитесь, что метки заметно раздвинулись только у кончика корня.
Ответьте на следующие вопросы. Почему метки надо наносить по всему корню, а не на какую-то его часть? Почему расстояния между метками должны быть одинаковыми и небольшими?
Влияние на рост корня удаление его кончика
Объекты и оборудование: проросшие семена гороха, фасоли или бобов с корнем длиной 2–3 см; влажная камера, сделанная из банки так же, как в предыдущем опыте; канцелярские булавки; лезвие бритвы; линейка.
Постановка опыта. Для опыта отберите 2 проросших семени с одинаковыми по размеру и форме корнями без признаков повреждения. У одного семени бритвой отрежьте кончик корня размером 0,5 см. Измерьте длину корня у опытного (с обрезкой) и контрольного (целого) семени и запишите результаты. Семена поместите во влажную камеру, прикрепив их булавками за семядоли, как в предыдущем опыте. Закройте камеру крышкой или пленкой и поставьте в теплое место.
Результаты опыта. Через 4–5 дней измерьте линейкой длину главного и боковых корней у опытного и контрольного семени и убедитесь, что у опытного семени длина боковых корней больше.
Ответьте на следующие вопросы. Почему длина и количество боковых корней у опытного семени больше? С какой целью удаляют кончик корня (это называется пикировкой) при выращивании культурных растений?
Влияние доступа воздуха на развитие корней
Объекты и оборудование: срезанные побеги традесканции, пеларгонии или колеуса длиной 15–20 см; две небольшие стеклянные банки с картонными крышечками, в которых есть отверстия для побегов; растительное масло (подсолнечное, кукурузное или любое другое).
Постановка опыта. Обе стеклянные банки на 2/3 наполнить прокипяченой и охлажденной до комнатной температуры водой. Побеги растений с обрезанными нижними листьями пропустить через отверстие в картоне и поставить в воду. В одну из банок, не вынимая растения, надо налить немного растительного масла.
Результаты опыта. Через 7–8 дней вы увидите, что в банке без масла на нижней части побега образовались придаточные корни, а в банке с маслом этого не произошло.
Ответьте на следующие вопросы. С чем это связано? Почему в опыте необходимы прокипяченая вода и масло?
Поступление воды в корень
Объекты и оборудование: морковь – свежая и выдержанная на морозе; две стеклянные трубки длиной 50–70 см и диаметром 5 мм с резиновыми или корковыми пробками; густой сахарный сироп (100 г сахара на 50 мл воды); сверло, соответствующее диаметру пробок; стеклянная банка емкостью 0,5–1 л; алюминиевая фольга.
Постановка опыта. В свежей моркови, концы которой немного обрезаны, вырезать в верхней ее части сверлом углубление в 3–4 см так, чтобы в него входила пробка со стеклянной трубкой. Опустить корнеплод на 20–25 мин в теплую воду. Затем, предварительно обсушив его тканью или промокательной бумагой, заполнить углубление приготовленным сахарным сиропом. В верхнюю часть углубления вставить стеклянную трубку с пробкой на конце так, чтобы часть сиропа вошла в трубку. Все это поместить в банку, заполненную водой. Трубку закрепить вертикально на горлышке банки с помощью алюминиевой фольги (см. рисунок). Уровень жидкости в трубке отметьте фломастером или тушью. То же самое проделать с морковью, выдержанной на морозе (в теплое время года используйте для этого морозильную камеру холодильника).
Результаты опыта. В течение нескольких часов наблюдайте поднятие уровня жидкости в трубке, вставленной в свежий корнеплод. В промороженной моркови такого происходить не будет.
Ответьте на следующие вопросы. Почему жидкocть пoднимaeтcя в одном случае и не поднимается в другом? Какая сила обеспечивает этот процесс?
Выращивание растений при разных концентрациях минеральных веществ
Объекты и оборудование: проростки фасоли, в фазе первого настоящего листа; банки или бумажные пакетики из-под сока, заполненные промытым песком; пипетка; три раствора питательных солей, содержащих калий, азот и фосфор.
Первые два раствора готовятся в небольших банках в 50 мл кипяченой воды. В одной банке растворяют 2 г нитрата натрия, в другой – 0,5 г хлорида калия. В третьей банке в 80 мл горячей воды растворяют 10 г суперфосфата, прозрачный раствор сливают и смешивают с 1/2 стакана кипяченой воды. На банки наклеивают этикетки: “Азот”, “Калий”, “Фосфор”.
Постановка опыта. В банки или пакеты с промытым и увлажненным песком высадить по 2–3 проростка фасоли. Через неделю оставить в каждой банке по одному, лучшему растению. В тот же день надо внести в песок приготовленные заранее растворы минеральных солей: в одну банку – 2 полных пипетки раствора азотной, 5 – калийной и 10 – фосфорной солей (наклейте на эту банку с растением этикетку “Больше солей”); во вторую банку добавить 3–4 капли азотной соли, 1/2 пипетки раствора калийной и 1–2 пипетки раствора фосфорной соли (наклейте этикетку “Меньше солей”); в третью банку растворов солей не вносите (этикетка – “Нет солей”). После внесения растворов солей полейте песок во всех банках одинаково – до полного смачивания. В ходе опыта поддерживайте нормальную влажность песка.
Результаты опыта. Когда на растениях появится 6–7-й лист (примерно через месяц), отметьте разницу между растениями, выросшими в разных банках, по толщине и высоте стебля, величине листьев и т.п. Объясните результаты опыта.
Объекты и оборудование: луковица с корнями, выращенная в банке с водой; небольшая банка; пластилин; лучинки – тонкие деревянные палочки, лучше сосновые.
Постановка опыта. В две небольшие банки с диаметром горлышка чуть меньше диаметра луковицы налить по 1–2 мл воды. Луковицу с корнями плотно прилепите к горлышку одной из банок с помощью пластилина. Другую банку – контрольную – закройте крышкой. Корни луковицы распределите равномерно по дну, встряхнув банку. Обе банки поставьте на 2 дня в слабо освещенное место при комнатной температуре.
Результаты опыта. Зажгите лучинку и спокойно, не торопясь, опустите в банку, в которой были корни луковицы. При этом старайтесь как можно меньше нагревать банку рукой, чтобы из нее не вышел воздух. Лучинка гаснет (рис. 10). То же самое проделайте с контрольной банкой, где не было корней, — лучинка продолжает гореть. Не дожидаясь, пока в контрольном опыте лучинка погаснет из-за того, что кончился кислород, ее надо быстро и аккуратно вынуть.
Ответьте на следующие вопросы. Для чего опускают зажженную лучинку в опытный и контрольный сосуды? Почему лучинка гаснет в сосуде, где находились корни? Зачем необходим контрольный сосуд в опыте?
Объекты и оборудование: хорошо просушенная почва; лист белой бумаги; пластмассовая бутылка с пробкой, разрезанная поперек пополам; стакан; фильтровальная или промокательная бумага; воронка (можно заменить отрезанным от другой пластмассовой бутылки горлышком); жестяные крышки.
Постановка опыта. Просушенную почву рассыпьте на листе бумаги. Найдите в ней кусочки корней, стеблей и листьев, а также темные кусочки разложившихся растений и животных. Все это называют перегноем. Если такую почву прокалить в пламени на жестяной крышке, то почва станет заметно светлее, так как темный цвет ей придает перегной. Возьмите щепотку почвы на ладонь и разровняйте ее пальцем. Частички почвы с блестящими гранями – это песок. Более мелкие частицы – это глина. Отрезанную верхнюю часть бутылки с пробкой установите вертикально (в качестве подставки используйте нижнюю часть бутылки) и насыпьте в нее почву на 1/3 ее высоты (см. рисунок). Добавьте воды до 3/4 объема и хорошенько перемешайте палочкой. При этом выделяются пузырьки – это воздух, который находился в почве.
Спустя несколько минут в голышке бутылки осядут различные по величине частицы песка, а сверху из помутневшей воды будут постепенно оседать частички глины. Не взмучивая осадок, вычерпайте немного мутной воды в стакан. Из промокательной бумаги или плотной ткани сделайте фильтр (см. рисунок), положите его в воронку (можно использовать отрезанное от другой бутылки горлышко без пробки) и профильтруйте содержимое стакана на жестяную крышку или в фарфоровую чашку. Выпарив над пламенем воду, вы увидите белый осадок, желтоватый по краям, – это растворимые в воде минеральные соли, находившиеся в почве.
Результаты опыта позволяют сделать выводы о составе почвы.
Ответьте на следующие вопросы. Какое значение имеют содержащиеся в почве органические и неорганические вещества? Что такое плодородие почвы и от чего оно зависит?
Следите за тем, чтобы раствор не скапливался на определенных участках листьев. распределите его равномерно.
Тема: «Приготовление микропрепарата кожицы лука и его рассмотрение под микроскопом»
Цели: рассмотреть строение растительной клетки; учить изображать рассмотренный микропрепарат; продолжить формирование навыков самостоятельного изготовления микропрепаратов и работы с микроскопом.
Оборудование: микроскоп, мягкая ткань, предметное стекло, покровное стекло, стакан со слабым раствором йода, пипетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, луковица, готовый препарат листа элодеи (или традесканции).
1. Опишите как приготовить микропрепарат чешуи кожицы лука. (Кратко опишите что нужно сделать. Смотрите ниже)
2.Нарисуйте что увидим в микроскопе (Посмотрите в видео выше и зарисуйте рисунки ниже)
3.Подпишите основные части клетки на вашем рисунке (Смотри на рисунке ниже)
Под лупой можно рассматривать части растений непосредственно, без всякой обработки.Чтобы рассмотреть что-либо под микроскопом, нужно приготовить микропрепарат. Объект помещают на предметное стекло. Для лучшей видимости и сохранности его кладут в каплю воды и покрывают сверху очень тонким покровным стеклом. Такой препарат называют временным, после работы его можно смыть со стекла. Но можно сделать и постоянный препарат, который будет служить многие годы. Тогда объект заключают не в воду, а в специальное прозрачное смолистое вещество, которое быстро затвердевает, прочно склеивая предметное и покровное стёкла. Существуют разнообразные красители, с помощью которых окрашивают препараты. Так получают постоянные окрашенные препараты.
Что делаем. Приготовьте микроскоп к работе, настройте свет. Предметное и покровное стёкла протрите салфеткой. Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло (1).
Что делать. Возьмите луковицу. Разрежьте её вдоль и снимите наружные чешуи. С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. Положите его в каплю воды на предметном стекле (2).
Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой (3).
Что делать. Накройте покровным стеклом (4).
Временный микропрепарат кожицы лука готов (5).
Что делаем. Приготовленный микропрепарат начните рассматривать при увеличении в 56 раз (объектив х8, окуляр х7). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки.
Что наблюдаем. На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой (6).
Что делаем. Можно рассмотреть клетки на микроскопе при увеличении в 300 раз (объектив х20, окуляр х15).
Что наблюдаем. При большом увеличении (7) можно рассмотреть плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками — порами. Внутри клетки находится бесцветное вязкое вещество — цитоплазма (окрашена йодом).
В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором находится ядрышко. Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли.
Сделайте вывод о строении увиденных вами клеток. Какие органоиды вы в них увидели, а какие нет, насколько плотно клетки прилегают друг к другу?
Вывод: живой растительный организм состоит из клеток. Содержимое клетки представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой, в которой находятся более плотное ядро с ядрышком. Клеточная оболочка прозрачная, плотная, упругая, не даёт цитоплазме растекаться, придаёт ей определённую форму. Некоторые участки оболочки более тонкие — это поры, через них происходит связь между клетками.
Таким образом, клетка — это единица строения растения.
ГДЗ биология 7 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 2 Среды обитания и сезонные изменения в жизни животных
Стр. 10. Вспомните
№ 1. Что такое среда обитания организмов?
Средой обитания организмов называют совокупность конкретных биотических и абиотических условий, в которых живет определенная особь, вид, популяция. Это часть природы, которая окружает живые организмы и оказывает на них прямое, либо косвенное влияние.
№ 2. Где обитают животные?
Животные, благодаря своей подвижности и способности эволюционно приспосабливаться к более выгодным условиям существования, а также отсутствию у них зависимости от солнечного света, расселены практически по всей земной поверхности. Выделяют четыре среды их обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная (организм как среда жизни).
Стр. 15. Вопросы после параграфа
№ 1. Назовите основные среды обитания животных.
К основным средам обитания животных относятся: наземно-воздушная, водная, почвенная и организм как среда обитания (организменная).
№ 2. Почему животные неравномерно распределены в среде обитания?
Животные в любой среде населяют наиболее благоприятные для них участки – места обитания. Климат в совокупности с другими географическими факторами привели к тому, что в определенных регионах наблюдается высокая концентрация экосистем, видов, генетических ресурсов. Например, только в тропических лесах обитает около 55% всех животных нашей планеты.
№ 3. Докажите, что форма и строение тела животных соответствуют их образу жизни и среде обитания.
Форма, строение и даже расцветка тела животных полностью соответствуют среде их обитания и образу жизни в ней. Например, у рыб, которые обитают в водной среде, форма тела обтекаемая. Само тело покрыто чешуей и слизью, что в совокупности позволяет рыбам легко преодолевать сопротивление воды и маневрировать в ее течениях. Для передвижения вверх-вниз, влево-вправо у них есть плавники (боковые, спинной, брюшной, хвостовой). А вот у пассивно плавающих животных форма тела зонтиковидная. Яркий пример – медуза.
У животных, обитающих в наземно-воздушной среде, например, у лисиц, хорошо развиты конечности, на которые они опираются при передвижении. Их тело покрыто шерстью, которая согревает и защищает нежную кожу от перегрева. У летающих животных, например, у насекомых и птиц, для передвижения есть широкие плоскости – крылья. У почвенных животных плохо развит слух, зрение, их тело обтекаемой формы, покрыто плотной и короткой щетиной (у кротов), а конечности специально приспособлены для рытья.
№ 4. Как животные влияют на среду обитания?
Влияние животных на среду обитания выражается в том, что они живут в ней, а значит, питаются растениями и другими животными, дышат кислородом и выдыхают углекислый газ, перемешаются в пространства, растут, выделяют продукты обмена и умирают. Все это сказывается на общем состоянии микроклимата и воздуха (концентрация кислорода и углекислого газа), чистоте вод и почвы.
№ 5. В чем выражается приспособленность животных к сезонным явлениям в природе?
Приспособленность животных к сезонным явлениям в природе проявляется по-разному. Например, птицы покидают свои места обитания и улетают с приходом холодов в теплые края в поисках пищи. После зимовки они вновь возвращаются в родные места. Таким образом, птицы приспособились выживать при смене температур.
В теплое время года многие животные выводят потомство, накапливают жиры в своем теле, делают запасы. Зимой некоторые впадают в спячку, либо ведут пассивный образ жизни. Например, у змей и лягушек зимой поддерживается медленный обмен веществ за счет питательных веществ, которые были накоплены в период лета и осени.
Смену дня и ночи животные проживают также по-разному – меняют свою активность в течение суток. По такому признаку их делят на дневных и ночных. Например, муравьи, многие птицы, суслики и медведи активны днем. В темное время суток они отдыхают. А вот ночью особенно активны ежи, жабы, летучие мыши. Также с наступлением темноты на охоту вылетают филины, совы. Они ночные хищники, а потому охотятся в темное время суток, а днем прячутся в укромных местах.
Стр. 15. Задания
№ 1. Изучите материал параграфа. Пользуясь памяткой, приведенной выше, проведите сравнение водных и сухопутных животных, обитающих в вашей местности. Результаты сравнения представьте в виде таблицы.
Особенности | Водные животные | Сухопутные животные |
---|---|---|
Передвижение | Плавники | Крылья, лапы |
Приспособления | Перепонки, воздушный пузырь. | Водонепроницаемая кожа, почки; яйца, покрытые оболочкой. |
Форма тела | Обтекаемая | Разная |
Кожные покровы | Чешуя (у некоторых отсутствует), под кожей толстый слой жира. Кожа скользкая, мягкая и слизистая. | Шерсть, мех, перья, пух, чешуи или щитки, тонкий слой жира. Кожа твердая, колючая. |
Дыхание | Жабры или кожа, при помощи растворенного в воде кислорода. | Лёгкие или трахея, кислородом. |
Место обитания | Озера, реки, пруды, водно-болотные угодья. | Тайга, тундра, лес, поле. |
Позвоночные и беспозвоночные | Да | Да |
Представители | Окунь, лещ, карась | Рысь, собака, медведь |
№ 2. Используя интернет-источники, научно-популярную литературу, подготовьте сообщение о сезонных изменениях в жизни птиц, обитающих в вашем крае.
У большинства птиц, обитающих в моем крае с умеренным и прохладным климатом, годовой жизненный цикл начинается весной, а именно с периода их размножения. В начале периода самки и самцы образовывают пары: одни птицы – мелкие и средние, например, воробьи или ласточки, создают пару всего лишь на один сезон; другие – крупные, например, лебеди или аисты – на долгие годы или навсегда. Некоторые птицы не создают пары, например, тетерева. Они собираются в «токовищах» – определенных местах, где устраивают что-то наподобие турниров, демонстрируют сложные элементы своего поведения и выбирают себе самку.
В течение периода гнездостроительства и насиживания яиц, а это май – июнь, самцы поют песни возле гнезд. Далее пение ослабевает. В среднем в гнездо птицы откладывают от 1 – 2 (беркут) до 26 (серая куропатка) яиц. После выведения птенцов длится период их развития, а после – подготовка к следующему периоду – зимовке.
Из-за климатических условий сезонности некоторые птицы в течение года оказываются в разных погодных условиях, а потому в зависимости от уровня своей организации, могут переносить их по-своему. Например, кочующие птицы (синицы, дятлы, снегири и галки) зимой перемещаются в соседние области в поисках пищи.
Перелетные птицы (серый журавль, дрозд, кукушка, ласточка) совершают дальние миграции. При этом дальность этих миграций и характер перелетов могут быть разными. Например, мелкие пернатые птицы летят беспорядочными группами, а крупные (гуси, журавли) – строем. Высота полетов у мелких птиц составляет до 1000 метров, у крупных – до 5000 метров.
Перелет птиц продолжается с конца лета и в течение всей осени. И только в середине ноября – начале декабря зимний аспект авифауны нашей области постепенно устанавливается.
Оседлые птицы живут на одной и той же территории весь год. Это серая куропатка, сорока, домашний воробей, которые находят себе пищу в течение всего года. Годовой цикл у них состоит только из двух периодов: гнездование (откладка яиц, насиживание, развитие птенцов) и зимовка.
Стр. 15. Подумайте
Почему животные меняют активность в течение суток?
Животные в течение суток сильно меняют свою активность. Это поясняется суточным режимом организмов, который характеризуется не только отражением смены внешних условий, но и сохранением ритмики процессов жизнедеятельности. Суточный ритм захватывает многие процессы в организме животных. Это ритм дыхания, частота сокращения сердца и секрета пищеварительных желез, кровяное давление, температура и многое другое.
Периодическая смена активности в течение суток передается по наследству и базируется на глубоких приспособительных реакциях организма, которые связаны с суточной цикликой внешней среды.
Глава 1. Одноклеточные животные
Следите за тем, чтобы раствор не скапливался на определенных участках листьев. распределите его равномерно.
Все клетки отделены от окружающей среды плазматической мембраной. Пространство эукариотических клеток, кроме того, разделено целой системой внутренних мембран, к которым относятся эндоплазматический ретикулум, диктиосомы и наружные мембраны органелл (рис. 4-1). Клеточные мембраны нельзя назвать непроницаемыми барьерами, поскольку клетки способны регулировать количество и тип проходящих через мембраны веществ, а часто и направление движения. Это свойство необходимо живым клеткам, поскольку немногие метаболические процессы протекали бы с нужной скоростью, если бы зависели от концентрации веществ, находящихся вне клетки. Действительно, одним из критериев, характеризующих живую систему, может служить разница в концентрации различных веществ в живой системе и в окружающей среде.
Рис. 4-1. Электронная микрофотография клетки кончика корня кукурузы ( Zea mays ). Клетка зафиксирована перманганатом калия, который избирательно связывается с биологическими мембранами, и поэтому на микрофотографии хорошо видны эндоплазматический ретикулум, диктиосомы и наружные мембраны органелл. Эти мембраны регулируют обмен веществ клетки с окружающей средой и контролируют передвижение веществ из одной части клетки в другую
Регуляция обмена веществ через мембраны зависит от физических и химических свойств мембран и идущих через них ионов или молекул. Вода — основное вещество, поступающее в клетки и выходящее из них.
Законы движения воды
Движение воды как в живых системах, так и в неживой природе подчиняется законам объемного потока, диффузии и осмоса.
Объемный поток — это общее движение воды (или другой жидкости), которое происходит благодаря разнице в потенциальной энергии воды, обычно называемой водным потенциалом.
Простой пример воды, обладающей потенциальной энергией, — это вода за плотиной или на вершине водопада. Когда вода устремляется вниз, ее потенциальная энергия может перейти в механическую энергию водяного колеса или в механическую, а затем и в электрическую энергию гидротурбины (рис. 4-2).
Рис. 4-2. Вода, находящаяся на вершине водопада, обладает потенциальной энергией. При падении воды ее потенциальная энергия переходит в кинетическую, которая может быть превращена в механическую и способна совершить работу
Другой источник водного потенциала — давление. Если поместить воду в резиновую грушу и сдавить ее, то вода, подобно находящейся на вершине водопада, будет иметь водный потенциал и перемещаться в то место, где он ниже. Можно ли с помощью давления заставить подниматься вверх воду, текущую вниз? Да, можно, но только до тех пор, пока водный потенциал, создаваемый давлением, превышает водный потенциал, создаваемый силой тяжести. Вода перемещается аз области более высокого водного потенциала в область более низкого независимо от причины, создающей это различие.
Концепция водного потенциала позволяет физиологам предсказать путь движения воды в различных условиях. Водный потенциал определяют, как давление, необходимое для остановки движения воды (то есть гидростатическое давление) в определенных условиях. Давление измеряют в барах 1) . Бар — это единица давления, равная среднему давлению воздуха на уровне моря.)
1 В системе СИ единица давления — паскаль (Па). — Прим. ред.
Диффузия — всем знакомое явление. Если несколько капель духов разбрызгать в одном углу комнаты, запах постепенно заполнит всю комнату, даже если воздух в ней неподвижен. Если несколько капель краски поместить в одном участке сосуда, наполненного водой, то краска постепенно распространится по всему сосуду. Этот процесс может занять день и более в зависимости от размеров сосуда, температуры и величины молекул краски.
Почему перемещаются молекулы краски? Если бы вы могли наблюдать за отдельными молекулами краски в сосуде (рис. 4-3), вы увидели бы, что их движение хаотично. Наблюдение за скоростью или направлением движения одной молекулы не дает представления о том, как располагаются молекулы относительно друг друга. Так как же попадают молекулы из одной части сосуда в другую? Представьте себе тонкий вертикальный срез сосуда. Молекулы краски будут входить в этот срез и выходить из него, некоторые движутся в одном направлении, другие — в противоположном. Однако можно было бы заметить, что больше молекул поступает с той стороны, где их концентрация выше. Почему? Да просто потому, что их там больше. Поскольку в нашем случае молекул краски больше слева, то больше их будет случайно перемещаться вправо, несмотря на равную вероятность движения любой молекулы направо и налево. Следовательно, результирующее (нетто-) движение молекул краски будет происходить слева направо. Точно так же, если бы мы могли видеть движение отдельных молекул воды в сосуде, мы бы зарегистрировали их нетто-движение справа налево.
Рис. 4-3. Схема процесса диффузии. Диффузия — следствие хаотичного движения отдельных молекул, которое в результате приводит к их перемещению из области с более высокой концентрацией в область с более низкой. Обратите внимание, что в то время как одни молекулы (показаны в цвете) диффундируют вправо, другие — в противоположном направлении. В конце концов молекулы обоих типов распределятся равномерно. Понятно ли вам, почему результирующее движение молекул будет ослабевать по мере достижения равновесия (равномерного распределения)?
Что произойдет, когда все молекулы распределятся по сосуду равномерно? Равномерное распределение не повлияет на поведение отдельных молекул — они будут двигаться так же хаотично. Но теперь с одной стороны сосуда будет столько же молекул краски и воды, сколько с другой, и поэтому не будет определенного направления движения. Однако индивидуальное тепловое движение молекул, если не изменилась температура, останется прежним.
Движение веществ из области с более высокой концентрацией в область с более низкой называют движением по градиенту. Диффузия всегда происходит по градиенту. Движение вещества в противоположном направлении — в область с более высокой концентрацией его молекул — это движение против градиента, которое аналогично подъему в гору. Чем круче градиент, тем быстрее результирующий поток. К тому же диффузия происходит быстрее в газах, чем в жидкостях, и при высокой температуре быстрее, чем при низкой. Вы можете объяснить почему?
Обратите внимание, что в нашем воображаемом сосуде имеются два градиента. По одному из них движутся молекулы краски, по другому градиенту, им навстречу, движутся молекулы воды. В обоих случаях движение идет по градиенту. Когда молекулы распределяются равномерно, т. е. когда исчезают градиенты, молекулы продолжают двигаться, но нетто-движение в обоих направлениях прекращается. Другими словами, чистый (нетто-) транспорт молекул равен нулю. Можно сказать, что система находится в состоянии динамического равновесия.
Концепция водного потенциала помогает понять процесс диффузии. Высокая концентрация растворенного вещества в одной области, например, в одном углу сосуда, означает здесь низкую концентрацию воды и, следовательно, низкий водный потенциал. Если давление повсюду одинаково, то молекулы воды, двигаясь по градиенту, перемещаются из области высокого водного потенциала в область низкого. Участок сосуда с чистой водой имеет более высокий водный потенциал, чем участок, содержащий воду и растворенное вещество. Когда достигается динамическое равновесие, водный потенциал выравнивается во всех участках сосуда.
Укажем обязательные признаки диффузии: (7) каждая молекула движется независимо от других, (2) эти движения хаотичны. В результате диффузии диффундирующее вещество в конечном счете распределяется равномерно. Кратко диффузию можно определить, как распространение веществ в результате движения их ионов или молекул, которые стремятся выровнять свою концентрацию в системе.
Клетки и диффузия
Диффузия — процесс медленный. Она эффективна на очень коротких расстояниях, только при большом градиенте концентрации и в сравнительно малых объемах. Например, быстрое распространение запаха в воздухе происходит главным образом не в результате диффузии, а благодаря циркуляции воздуха. Точно так же во многих клетках транспорт веществ ускоряется за счет токов цитоплазмы. Диффузия может быть ускорена и в результате метаболической активности. Например, в нефотосинтезирующей клетке кислород используется, как правило, по мере поступления, и вследствие этого концентрация кислорода выше в окружающей среде. Двуокись углерода продуцируется клеткой, поэтому ее концентрация выше в клетке.
Обычно вещества синтезируются в одном участке клетки, а потребляются в другом. В результате устанавливается концентрационный градиент и вещества могут диффундировать по градиенту из места образования к месту потребления.
Органические молекулы, как правило, полярны (гидрофильны) и поэтому не могут свободно диффундировать через липидный барьер клеточных мембран. Однако двуокись углерода и кислород, растворимые в липидах, проходят через мембраны свободно. В обе стороны свободно проходит и вода. Поскольку вода нерастворима в липидах, биологи предположили, что в мембране имеются поры, по которым движутся вода и некоторые мелкие ионы.
Пропуская воду, клеточные мембраны в то же время не пропускают большинство растворенных в ней веществ. Такие мембраны называют избирательно проницаемыми, или полупроницаемыми, а диффузию воды через эти мембраны — осмосом. Осмос вызывает передвижение воды из раствора, имеющего высокий водный потенциал, в раствор с низким водным потенциалом. В отсутствие других факторов, влияющих на водный потенциал (таких, как давление), перемещение или диффузия воды при осмосе будет происходить из области низкой концентрации растворенного вещества (и высокой концентрации воды) в область высокой концентрации растворенного вещества (и низкой концентрации воды). Присутствие растворенного вещества снижает водный потенциал, создавая градиент движения воды.
Как показано на рис. 4-4, если вода отделена от раствора полупроницаемой мембраной, то она проходит через мембрану и поднимает раствор в трубке до установления равновесия, т. е. до выравнивания водного потенциала с обеих сторон мембраны. Если в верхней части трубки приложить достаточное давление, то поступление в нее воды можно предотвратить. Давление, которое следует приложить к раствору, чтобы остановить поступление воды, называется осмотическим давлением. (Ботаники, изучающие водный режим растений, все чаще вместо термина «осмотическое давление» употребляют эквивалентный — «осмотический потенциал». Следует только помнить, что осмотический потенциал отрицателен.) Понятие «осмотическое давление» используют, чтобы подчеркнуть уменьшение водного потенциала, вызванное присутствием растворенных веществ. Повышение концентрации растворенного вещества увеличивает осмотическое давление и уменьшает водный потенциал раствора.
Рис. 4-4. Осмос и осмотическое давление. А. В трубке находится раствор, в стакане — дистиллированная вода. Б. Полупроницаемая мембрана пропускает воду, но не пропускает растворенное вещество. Поступление воды в трубку заставляет раствор подниматься до тех пор, пока осмотическое давление, создаваемое движением воды в область более низкой ее концентрации, не уравновесится высотой ( h ) и плотностью столба раствора. В. Сила, которую следует приложить к поршню, чтобы предотвратить подъем раствора в трубке, служит мерой осмотического давления. Она пропорциональна высоте и плотности раствора в трубке
Движение воды определяет не природа растворенного в ней вещества, а его количество — число частиц (молекул или ионов), содержащихся в воде. Словом, изотонический обозначают растворы, имеющие равное число растворенных частиц и потому развивающие одинаковое осмотическое давление. Вода не проходит через мембрану, разделяющую два изотонических раствора, если, конечно, с одной из сторон мембраны не будет приложено физическое давление. При сравнении растворов разной концентрации раствор, содержащий меньше растворенного вещества и поэтому развивающий меньшее осмотическое давление, называется гипотоническим, а раствор, в котором растворенного вещества больше и который развивает большее осмотическое давление, называется гипертоническим. (Отметим, что изо- означает «такой же», гипер- — больше, в данном случае — больше молекул растворенного вещества; гипо- —меньше, в данном случае — меньше молекул растворенного вещества.)
Поскольку растворенные вещества уменьшают водный потенциал, гипотонический раствор имеет более высокий водный потенциал, чем гипертонический. При осмосе молекулы воды поступают через полупроницаемую мембрану в гипертонический раствор до тех пор, пока водный потенциал с обеих сторон мембраны не станет одинаковым.
Осмос и живые организмы
Движение воды через плазматическую мембрану из гипотонического раствора в гипертонический создает немалые проблемы для живых организмов, особенно обитающих в водной среде. Сложность проблем зависит оттого, гипотоничен, изотоничен или гипертоничен организм по отношению к окружающей среде. Многие одноклеточные организмы, живущие в соленой воде, как правило, изотоничны среде обитания, что и решает проблему. (Аналогично клетки высших животных изотоничны окружающей их крови и лимфе.)
Многие типы клеток окружены гипотонической средой. У некоторых пресноводных одноклеточных организмов, например, Euglena , содержимое клетки гипертонично по
отношению к окружающей воде. Следовательно, вода стремится внутрь клетки. Если в клетку поступит избыток воды, она может разбавить клеточное содержимое и даже разорвать плазматическую мембрану. Избыток воды удаляется с помощью сократительной вакуоли, которая собирает воду из всех частей клетки и выкачивает ее наружу, ритмично сокращаясь.
Если растительную клетку помещают в гипотонический раствор, то протопласт увеличивается в объеме, плазматическая мембрана растягивается и возрастает давление на клеточную оболочку. Клетка, однако, не разрывается, поскольку ограничивающая ее клеточная оболочка достаточно прочна.
В вакуолях растительных клеток, как правило, содержатся крепкие растворы солей, сахара, органические кислоты и аминокислоты. В результате этого клетки растений постоянно осмотически поглощают воду и создают внутреннее гидростатическое давление. Это давление, направленное на клеточную оболочку, делает клетку упругой, или тургесцентной. Поэтому гидростатическое давление в растительных клетках обычно называют тургорным давлением. Тургорное давление можно определить, как давление, которое развивается в растительной клетке в результате осмоса и (или) имбибиции (см. Приложение). Тургорному давлению противостоит равное ему по величине механическое давление клеточной оболочки, направленное внутрь клетки. Оно называется давлением клеточной оболочки.
Тургор особенно важен для поддержания неодревесневших частей растения. Как было показано в гл. 2, рост растительной клетки в значительной степени определяется поступлением воды, поскольку основное увеличение размера клетки происходит за счет увеличения вакуоли. Гормон ауксин, по-видимому, способствует поступлению воды, ослабляя клеточную оболочку и уменьшая этим ее сопротивление тургорному давлению.
Большинство тургесцентных растительных клеток существуют в гипотонической среде. Если, однако, тургесцентную клетку поместить в гипертонический раствор, то вода в результате осмоса начнет выходить из клетки, вакуоль и протопласт сожмутся, что приведет к отделению плазматической мембраны от клеточной оболочки — плазмолизу (рис. 4-5). Этот процесс обратим, если клетку перенести в чистую воду. На рис. 4-6 показаны клетки листа элодеи до и после плазмолиза. Хотя плазматическая мембрана и тонопласт (мембрана, ограничивающая вакуоль), за немногими исключениями, проницаемы только для воды, клеточные оболочки свободно пропускают и растворенные вещества, и воду. Потеря тургора растительными клетками может привести к увяданию, опусканию листьев и стеблей.
Рис. 4-5. Плазмолиз в эпидермальной клетке листа. А. В нормальных условиях протоплазма заполняет пространство, ограниченное клеточной оболочкой. Б. Если клетку поместить в концентрированный раствор сахарозы, вода начинает выходить из клетки в гипертоническую среду, а плазматическая мембрана сокращаться. В. Перенесенная в более концентрированный раствор сахарозы, клетка теряет больше воды, и ее протопласт сжимается сильнее
Рис. 4-6. Клетки листа элодеи. А. Тургесцентные клетки. Б. Клетки, помещенные в концентрированный раствор сахарозы. Виден плазмолиз
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Вегетативные органы растения»
1. Какие биологические особенности капусты надо учитывать при ее выращивании?
1) Капуста холодостойкая, влаголюбивая, светолюбивая.
2) Имеет высокие требования к плодородию почвы.
3) Капуста – двулетнее растение.
2. Как изменится транспирация у подсолнечника в жаркий ветреный день по сравнению с прохладным безветренным днем, если влаги в почве достаточно?
1) в жаркий день транспирация усиливается, так как чем выше температура, тем интенсивнее испарение;
2) ветер усиливает транспирацию, так как препятствует скоплению паров воды у поверхности листа
3. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?
1) Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигая до грунтовых вод, или широко располагается в поверхностном слое почвы для максимального запасания в период дождей.
2) Вода может запасаться в листьях или стеблях.
3) Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
4) Растения могут переживать засуху в виде подземных побегов (луковиц, корневищ, клубней).
4. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
1) Увеличится концентрация почвенного раствора, корням растений будет тяжелее поглощать воду.
2) Произойдет угнетение жизнедеятельность почвенных микроорганизмов (в пересоленом растворе они не смогут быстро размножаться).
3) Дождями избыток удобрений смоется в водоемы, водоемы «зацветут».
5. По годичным кольцам на спилах деревьев можно судить об их возрасте. Что такое годичные кольца, за счет какой исходной ткани они образуются? Какие особенности сезонного развития растений способствуют образованию колец? Почему в зоне экваториальных влажных лесов невозможно обнаружить годичные кольца у деревьев?
1) годичные кольца – прирост древесины стебля за один вегетационный период (за сезон, год);
2) кольца образуются благодаря делению клеток образовательной ткани (камбия, меристемы);
3) весной образуются крупные клетки (сосуды);
4) осенью образуются мелкие клетки (сосуды);
5) в экваториальной зоне не выражены времена года
6. В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?
1) уровень воды изменился в зависимости от количества листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;
2) изменение уровня воды связано с процессами поглощения и испарения воды растением;
3) устьица обеспечивают испарение, а сосуды – поглощение и транспорт воды
7. Рассмотрите предложенную схему классификации вегетативных органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
8. Какие клетки листа растения обозначены на рисунке цифрой 1, какие функции они выполняют? В какой ткани листа располагаются эти клетки и чем они отличаются от других клеток этой ткани?
1. Цифрой 1 обозначены замыкающие клетки устьиц.
2. Они регулируют интенсивность испарения воды и газообмена.
3. Они располагаются в эпидермисе (кожице листа).
4. Они отличаются от других клеток эпидермиса тем, что имеют хлоропласты.
9. Какие типы корневых систем изображены на рисунках А и Б? Как называются органы, обозначенные на рисунках цифрами 1 и 2? Что они собой представляют? Каковы их функции?
1. На рисунке А изображена стержневая корневая система, на рисунке Б – мочковатая.
2. Цифрой 1 обозначены корнеплоды. Они являются утолщением главного корня и нижней части стебля. Функция – запасание веществ.
3. Цифрой 2 обозначены корневые клубни. Они являются утолщением корней. Функция – запасание веществ.
10. Поясните, почему при выращивании гороха посевного его высевают на полях совместно с овсом.
1) У гороха посевного в стебле плохо развита механическая ткань.
2) Своими видоизмененными листьями (усиками) горох цепляется за прямостоячие стебли злаковых растений и тем самым выносит листья к свету.
11. Укажите не менее 4 приспособлений в строении водных растений к обитанию в водоемах.
1) широкая листовая пластинка;
2) тонкий эпидермис;
3) большое количество устьиц на верхней стороне листа;
4) слабо развитые корни
5) хорошо развита аэренхима (ткань, проводящая воздух)
12. Яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми и безвкусными. Как объяснить это явление?
1) При долгом хранении разрушается межклеточное вещество. Связь между клетками нарушается и яблоки становятся рыхлыми.
2) Сахара окисляются при дыхании, поэтому сладкость плодов уменьшается.
13. Почему с освоением наземно-воздушной среды у растений развились органы и ткани? Ответ поясните.
1) В водной среде каждой клетке водоросли доступны все необходиме ей ресурсы (вода, углекислый газ, свет). В наземно-воздушной среде у подземной части растения нет света, а у надземной – воды и минеральных солей. Необходимость ими обмениваться привела к возникновению проводящих тканей.
2) Вода более плотная, поэтому она удерживает водоросль, в наземно-воздушной среде для поддержания устойчивости понадобилась механическая ткань.
3) В наземно-воздушной среде количество воды, доступной для растения, ограничено, поэтому понадобилась покровная ткань, чтобы не испарять воду.
4) Корни развились для поглощения воды и удержания растения в почве, листья – для фотосинтеза, стебли – для проведения и механического удержания.
14. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Луковица тюльпана». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Луковица тюльпана – это видоизмененный укороченный подземный побег. (2) У луковицы имеется плоский плотный стебель – донце. (3) На донце развиваются два типа видоизмененных листьев – чешуй. (4) Снаружи находятся сухие листья, образованные живыми специализированными клетками, защищающими луковицу от повреждений. (5) Мясистые сочные листья луковицы, находящиеся внутри, запасают воду и растворы органических веществ, а также особые вещества – фитонциды. (6) От донца отходят боковые корни, удерживающие луковицу в почве. (7) С помощью луковицы происходит половое размножение тюльпана.
4 – Наружные сухие листья образованы мертвыми клетками
6 – От донца отходят придаточные корни
7 – С помощью луковицы происходит бесполое (вегетативное) размножение
15. Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните, какой растительный механизм обеспечивает этот поворот.
1) растительные гормоны вызывают увеличение размера клеток, находящихся в тени (вследствие повышения тургора в них);
2) разница в размере клеток изгибает стебель, подставляя соцветие солнцу.
16. Зачем рыхлят почву при выращивании растений?
1) в целях улучшения газообмена в почве и усиления дыхания корней
2) в целях сохранения влаги в почве
17. Объясните, почему семена мака, моркови высевают на глубину 1–2 см, а семена кукурузы и бобов – на глубину 6–7 см.
1) семена мака и моркови мелкие, содержат небольшой запас питательных веществ; если их посеять глубоко, то развившиеся из них проростки не смогут пробиться к свету из-за недостатка питательных веществ;
2) семена кукурузы и бобов крупные, содержат достаточное количество питательных веществ для появления проростков на поверхности почвы
18. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Луковица». Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) У растений встречаются различные видоизмененные органы: корневища, клубни, луковицы, корнеплоды. (2) В нижней части луковицы имеется донце – вегетативная почка. (3) Снаружи расположены сухие отмершие листья – чешуи, выполняющие защитную функцию. (4) Сочные чешуи луковицы запасают органические вещества. (5) В клетках сочных чешуй луковицы также синтезируются особые вещества – фитонциды, которые убивают микроорганизмы. (6) Цветоносные побеги растения развиваются из сочных чешуй луковицы. (7) Луковица – это видоизмененный корень, участвующий в вегетативном размножении.
2 – донце – видоизмененный стебель;
6 – из почек луковицы развиваются цветоносные побеги;
7 – луковица – это видоизмененный (укороченный) подземный побег
19. Какой видоизмененный побег изображен на рисунке? Назовите его части, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, и функции, которые они выполняют.
1) Луковица
2) 1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются вода и питательные вещества.
3) 2 – почки, обеспечивающие рост побега.
4) 3 – донце, видоизмененный укороченный стебель, обеспечивает транспортную функцию, перемещая от корней к листьям воду и минеральные вещества, а обратно – органические вещества.
5) 4 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ из почвы.
20. Рассмотрите рисунок и определите, какой тип листьев представлен на рисунке. Какие структуры обозначены цифрами 1, 2, 3, 4? Какую функцию выполняет структура под цифрой 1?
1) На рисунке изображен простой лист, так как у него одна листовая пластинка, черешковый лист, так как имеет черешок.
2) 1 – листовая пластинка, 2 – черешок, 3 – прилистники, 4 – основание листа.
3) Фотосинтез и транспирация (испарение воды).
21. Какие биологические особенности подсолнечника нужно учитывать при его выращивании?
1) Подсолнечник является светолюбивым и теплолюбивым растением.
2) Подсолнечник – крупное растение, нуждающееся в плодородных почвах с обилием минеральных веществ.
22. Докажите, что корневище растения является видоизмененным побегом. Приведите не менее трех доказательств.
1) На верхушке корневища имеется верхушечная почка, обеспечивающая рост побега в длину.
2) От корневища отходят придаточные корни.
3) Корневище имеет узлы, в которых находятся рудименты листьев и почек.
4) Внутреннее строение корневища сходно с анатомическим строением стебля.
23. Для улучшения роста растений (картофеля, томатов, капусты) и увеличения их продуктивности производится агротехнический прием – окучивание. Объясните, каким образом окучивание оказывает благоприятное влияние на рост и развитие растений.
1) При окучивании увеличивается рост придаточных корней, за счет этого улучшается минеральное питание растений, что стимулирует рост растений.
2) В процессе окучивания происходит рыхление почвы и уничтожение сорняков.
3) У картофеля присыпание почвы к стеблю увеличивает количество столонов, на которых образуются клубни.
24. Прежде чем засеять поле или засадить огород, почву вспахивают или перекапывают. Какое значение имеет вспашка и копка для жизни культурных растений?
1) Копка и вспашка уничтожают большинство сорняков, разрушая их корневые системы. Уничтожая сорняки, человек избавляет культурные растения от конкуренции с сорняками за воду, свет и минеральные вещества.
2) Копка и вспашка перемешивают почву и равномерно распределяют в ней перегной, поэтому корни культурных растений могут располагаться глубже.
3) Копка и вспашка разрыхляют почву и делают ее легко проницаемой для воздуха и воды.
25. Какие условия необходимы для прорастания семян? Дайте обоснованный ответ.
1) вода – необходима для растворения питательных веществ и протекания химических реакций в семени;
2) тепло (температура) – активизирует работу ферментов и реакции обмена;
3) кислород – нужен для дыхания, реакций окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для прорастания
26. Какие процессы обеспечивают транспорт минеральных веществ в растениях?
1) Минеральные вещества, растворенные в воде, передвигаются по ксилеме за счет корневого давления и транспирации.
2) Корневое давление возникает за счет того, что концентрация солей в клетках корня выше, чем в почве, и вода заходит в корень за счет осмоса.
3) Транспирация – испарение воды с поверхности листьев (на место испарившейся воды присасывается новая).
27. Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свеклы надо прореживать? Ответ поясните.
1) эти растения образуют корнеплоды, формирование которых требует значительного объема почвы;
2) прореживание растений ослабляет конкуренцию, способствует развитию корнеплода и приводит к повышению урожая
28. Для размножения белокочанной капусты высаживают в почву кочерыги (видоизмененные стебли) с сохраненными верхушечными почками и корневой системой. Объясните, с какой целью и почему используют такой способ размножения.
1) капусту высаживают таким образом для получения семян;
2) капуста – двулетнее растение, цветет и плодоносит на второй год;
3) в первый год жизни образуются только вегетативные органы (кочан)
29. При выращивании овощных культур в средней полосе России одни растения (свекла, морковь и др.) высеивают семенами ранней весной, а другие растения (томаты, баклажаны и др.) высаживают рассадой при наступлении устойчивого тепла. Объясните почему.
1) морковь и свекла – холодостойкие культуры (развиваются при низких температурах);
2) их семена прорастают ранней весной и могут дать урожай за вегетационный период;
3) томаты и баклажаны – теплолюбивые растения (развиваются при высоких температурах);
4) их высаживают рассадой, т.к. при высеивании семян после наступления тепла они не успеют дать урожай за вегетационный период
30. Какие структуры листа обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3? Какими тканями они образованы и какие функции они выполняют?
1) 1 – кожица (эпидерма) – покровная ткань; функции – защитная, газообмен, испарение воды (транспирация);
2) 2 – мякоть (мезофилл) листа – фотосинтезирующая (основная) ткань; функция – фотосинтез;
3) 3 – сосудисто-волокнистый (проводящий) пучок (жилка): сосуды, ситовидные трубки и механические волокна; функции – транспорт органических и минеральных веществ, воды и опорная
31. За счет каких морфологических и физиологических особенностей многолетним травянистым растениям средней полосы России удается выживать при низких температурах зимой? Ответ обоснуйте.
1) зимовка в виде подземных органов (луковица, корневище и др.);
2) сохранение почек возобновления под землёй (на уровне земли);
3) избавление растения от излишков воды в период наступления холодов;
4) в клетках зимующих органов накапливаются углеводы (сахара), предотвращающие замерзание воды
Следите за тем, чтобы раствор не скапливался на определенных участках листьев. распределите его равномерно.
Осенняя обработка почвы на учебно-опытном участке
На полях колхозов и совхозов обработку почвы проводят с помощью сельскохозяйственных машин и орудий. На учебно-опытном участке почву обрабатывают вручную лопатами, рыхлителями, вилами, ручными культиваторами и другими орудиями (табл. 2). Сначала с делянок убирают все растительные остатки, затем вносят удобрения (табл. 3).
Удобрения равномерно распределяют по делянке, а затем при перекопке заделывают в почву. Заделка удобрений – важнейшее правило осеннего внесения удобрений.
Ознакомьтесь по таблице 2 с сельскохозяйственными ручными орудиями, их назначением и правилами обращения с ними.
2. Сельскохозяйственные ручные орудия
3. Примерные нормы внесения органических удобрений
Рис. 4. Работа граблями
* ( Под все культуры вносят или навоз, или компост. Под огурец вносят свежий навоз, под остальные культуры перегнивший.)
Практическая работа. Уборка растительных остатков с делянки. Закладка их в компостную кучу
Рис. 5. Работа вилами
Ход работы: 1. Оставшиеся на делянках листья капусты, свеклы соберите и сложите отдельно. Они пойдут на корм животным.
2. Возьмите грабли. При работе держите их так, как показано на рисунке 4. Сгребите растительные остатки и сорняки в небольшие кучки.
3. Возьмите вилы. При работе держите их так, как показано на рисунке 5. Переложите собранные растительные остатки на носилки. Отнесите их к компостной куче.
4. Сложите растительные остатки в кучу так, чтобы края ее были несколько выше середины.
5. Пересыпьте слой растительных остатков фосфорным удобрением, затем положите слой торфа или навоза. Если нет ни того ни другого, можно положить слой дерна или просто почвы.
6. Полейте компостную кучу водой. После закладки компостная куча должна выглядеть так, как показано на рисунке 1.
! Все практические работы на пришкольном участке выполняйте в рабочей одежде и обуви.
Имейте в виду: в компост нельзя закладывать ботву растений томата и картофеля, так как возбудители некоторых болезней не погибают при перегнивании ботвы этих растений и при внесении компоста могут заразить здоровые растения. Ботву томата и картофеля сложите отдельно вместе с отходами, предназначенными для сжигания.
Рис. 6. Раскладка органических удобрений на делянке
Практическая работа. Осенняя обработка почвы
Ход работы: 1. Вилами нагрузите перегной (или другое органическое удобрение) на носилки или в ведро.
2. Разнесите перегной по делянке, предназначенной для перекопки. Сложите перегной небольшими кучками (рис. 6).
3. Вилами равномерно разбросайте перегной по поверхности почвы.
4. Для перекопки возьмите лопату с железным полотном, конец которого заострен. Поставьте ее под углом примерно 60° к поверхности почвы (рис. 7). При перекопке лопата всем полотном должна войти в почву.
5. Отрезанный пласт почвы немного поднимите и переверните его так, чтобы разбросанные удобрения и растительные остатки оказались под ним. Отрезайте не слишком большие пласты.
6. При перекопке тщательно выбирайте из почвы сорные растения, особенно подземные части пырея, одуванчика, осота. Удаляйте их с делянки.
7. Отметьте и запишите время, которое затрачено на перекопку делянки. Измерьте и запишите площадь перекопанной делянки. Запишите, сколько человек перекапывали почву.
! Работу выполняйте в рукавицах или перчатках.
Вскапывая почву, нажимайте на лопату попеременно то правой, то левой ногой (по 5 мин).
Обращайтесь с инструментом так, чтобы не поранить ноги.
Вилы, грабли, лопату несите рабочей частью вниз. Не носите этот инструмент на плече.
Рис. 7. Вскапывание почвы лопатой: а – отрезание пласта; б – оборот пласта
После работы грабли положите или поставьте так, чтобы зубья были направлены вниз или к опоре. Вилы воткните в землю или положите зубьями вниз. Лопату поставьте к опоре или положите на землю острием вниз.
! 1. Чем отличается осенняя обработка почвы в колхозе и на учебно-опытном участке?
2. Какие сельскохозяйственные орудия применяют при осенней обработке почвы? Каково их назначение?
■ Высчитайте, сколько потребуется времени на перекопку 1 га площади одним человеком. Запишите результат. На экскурсии вы узнали, за сколько времени 1 га площади вспахивают трактором. Сравните эти данные. Сделайте вывод, во сколько раз быстрее вспахать почву трактором, чем перекопать лопатой.