Какую одежду носили индейцы Североной Америки, и как на самом деле выглядели их знаменитые головные уборы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мужчины многих племен часто ходили с неприкрытым торсом и носили лишь набедренные повязки (эш), сшитые из кожи.
Что касается жителей равнин, восточных и северных районов, то они носили значительно больше одежды.
Традиционно, одежду делали из шкур оленей, антилоп, бизонов и других животных, а украшали перьями или иглами дикобраза. Позже стали использовать в больших количествах бисер. Из шкур индейцы умели выделывать очень мягкую и прочную кожу, из которой в дальнейшем шили одежду, обувь и много чего другого. При этом в каждом племени хранили свои секреты по выделке шкур.
Конечно, одежда индейцев различалась в зависимости от погоды и предназначения.
Летом они ходили в рубахах, сшитых из оленьей кожи, к поясу же крепились две отдельные суконные штанины, называемые леггинами.
Были у них и пончо из овечьей шерсти, и шерстяные одеяла.
Для охоты они надевали самую простую и удобную одежду, но для торжественных церемоний и ритуалов, а также выбирая себе невесту, старались одеться так, чтобы выглядеть богато и красиво.
Насколько нарядной будет одежда воина – целиком зависело от его заслуг на поле битвы. Рубаху и леггины украшали вышитыми орнаментами с использованием игл дикобраза или бисера, а также бахромой либо из полосок кожи, либо из шкурок горностая.
В холодную погоду не было ничего теплее и прочнее, чем накидка или плащ из шкуры бизона.
Если это была цельная шкура, тогда ее набрасывали таким образом, чтобы хвост находился на правой руке.
В XIX веке под влиянием белых людей у индейцев сильно изменился их традиционный стиль одежды – свои наряды они стали шить их бархата, шелка, с использованием атласных лент, а также стали с удовольствием носить ту одежду, которую видели на европейцах, особенно им понравились шляпы, жилетки, мундиры, платки, шали…
Женщины обычно носили длинную юбку с рубашкой, мантией или туникой, либо длинное платье с нижней юбкой или без нее.
Типичная женская одежда представляла собой сшитое из двух лосиных шкур платье-куб без рукавов с прорезями для рук.
В холодное время для тепла использовали накидку.
Все женщины были искусными мастерицами, они шили всю одежду и для себя, и для мужчин, и для детей. Для работы они использовали самодельные импровизированные станки. Готовую одежду украшали рисунками, различными предметами – бубенцами, монетами, раковинами, зубами животных, а также вышивкой и бахромой. В особом почете были перья. Страсть к украшениям у индейцев в крови, и в дополнение к украшенной одежде и мужчины, и женщины любили носить самые разнообразные ожерелья, кольца, браслеты – и на руках, и на ногах.
Для индейцев Северной Америки обуви лучше, чем мокасины, не существует, можно сказать, что это их национальное достояние.
Мокасины также шьют из шкур животных, и очень часто их украшают – рисунками, вышивкой, перьями, бусинами. Они могут быть повыше, пониже, могут быть с мягкой или твердой подошвой – смотря для чего их предстоит использовать.
Для холодного времени мокасины шьют с мехом внутри.
Часто мокасины используют в паре с ноговицами, особенно, если собираются на охоту. Ноговицы напоминают знакомые нам гетры, их также натягивают на щиколотки.
Все индейцы, как мужчины, так и женщины, носили длинные волосы, которые обычно перехватывали ремешком или повязкой.
А самыми распространенными прическами были косы.
Для украшения прически часто использовали все те же перья.
В каждом племени было свое священное животное, племена часто так и называли себя – племя волка, ворона, медведя…Часто индейцы носили и соответствующие головные уборы.
Своим головным уборам индейцы придавали очень большое значение, для их украшения чаще всего использовали перья орла.
1.Головные уборы Warbonnet
Warbonnet – это очень красивый и всем известный головной убор из нескольких рядов перьев. Владельцами его могли быть только мужчины – вожди и воины.
В свое время его изобрели индейцы восточных лесных районов. Перья для warbonnets подбирали очень тщательно – по размеру, по цвету. В основном предпочитали использовать очень красивые перья из хвостов или крыльев молодых беркутов.
На изготовление одного убора уходило несколько месяцев.
Перьев требовалось много, была тогда даже такая профессия в племенах – “Ловец Орлов”.
2.Головные уборы Роуч (Roach)
Хотя Warbonnet был очень красив и популярен, но он был не очень практичным – воевать в нем было неудобно. Гораздо удобнее был головной убор под названием Роуч (Roach). Он представлял собой закрепленный на голове пучок или гребень из жестких игл дикобраза или жестких волос оленя, лося, коня. Используемые иглы и волосы зачастую окрашивали в яркие цвета и, конечно же, украшали. Обычно перьями.
Некоторые индейцы настолько полюбили этот головной убор, что стали делать себе прически в стиле «роуч». Они сбривали на голове волосы, оставляя лишь «ежик» или «хохолок».
Для украшения головы, если не носили головные уборы, использовали перья орла.
Еще одним головным убором индейцев, предназначенным исключительно для воинов, был Рогатый Warbonnet. Он представлял собой шлем из шкуры буйвола, к которому крепилась пара рогов, тоже от буйвола. Весьма впечатляющий головной убор. Право на его ношение добывалось воинскими подвигами.
Женские головные уборы
Наряду с чисто мужскими головными уборами существовали головные уборы, которые были предназначены исключительно для женщин.
. немного индейской мудрости .
Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей.
Ребёнок – гость в твоём доме – накорми, выучи и отпусти.
Почему вы берете силой то, что не можете взять любовью?
У души не будет радуги, если в глазах не было слез.
Я страдаю, когда вспоминаю, как много было сказано хороших слов и как много обещаний было нарушено. В этом мире слишком много говорят те, у кого вообще нет права говорить.
Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть.
Что такое жизнь? Это свет светляка в ночи. Это дыхание бизона, когда приходит зима. Это тень, ложащаяся на траву, и тающая на закате.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Берграс посадка и уход
Берграсс — красивое декоративное растение, стебли которого похожи на тонкие зеленые прутики с белыми или кремовыми пышными соцветиями. Другое названия цветка — ксерофиллум. Берграсс необычно выглядит в букетах и служит прекрасным фоном для других цветов в садах.
Характеристика растения
Берграсс — многолетник высотой от 30 см до 1,5 метра и выше. Стебель не разветвляется, растет в высоту. В пучке у основания стебля находятся длинные листья с голубоватой каймой. Верхние листья меньше по размеру. Корень клубнеобразный, ветвистый.
Ксерофиллум начинает цвести в возрасте 5–7 лет. Кремовые или белые цветки появляются на вершине стебля, соцветия в форме шара, довольно крупные — до 16 см. Длительность цветения — около 3 месяцев.
Древние индейские племена производили из берграсса корзины и шляпы
Берграсс в природе
Берграсс славится своей неприхотливостью — растение способно пережить длительные периоды засухи и перепады температур. При выращивании на богатой почве берграсс вообще можно не поливать. Растение способно пережить даже пожары и самостоятельно восстановиться после них с корневища.
В природе растение можно увидеть в сосновых и лиственных лесах, на лугах, в горах и водоемах Северной Америки. Часто берграсс растет у больших камней — камни помогают сохранять влагу у корня. На субальпийских лугах соцветия и листья берграсса привлекают насекомых, а зелень травы едят животные — олени, лоси, горные козлы. Опыляют цветы жуки, пчелы, бабочки и осы.
Берграсс называют медвежьей травой, травой лосей, огненной лилией
Растение хорошо растет на песчаных или суглинистых хорошо дренированных и увлажненных почвах. Место для посадки лучше выбрать солнечное либо с небольшой тенью. Может берграсс расти и в полутени при условии умеренного полива.
Растение не нуждается в подкормке, но если почва неплодородная, можете подкормить весной органическими удобрениями. В период минерального роста для берграсса подойдут минеральные удобрения. Участки, на которых растет берграсс, можно мульчировать.
Важно понимать, что растение цветет не каждый год. Посадки берграсса могут цвести раз в 5–7 лет, а то и реже.
Размножение ксерофиллума
Берграсс размножается делением корня или семенами. Самосевом трава, как правило, не размножается.
Как посеять берграсс семенами:
- Перед посевом можно провести стратификацию семян — поместить их во влажную и холодную среду, например, в пластиковый пакет или герметичный контейнер с влажной землей. В пакете или контейнере семена выдерживают 10 дней в холодильнике. Регулярно проверяйте пакет, чтобы убедиться, что земля влажная.
- Семена сеют весной в рыхлый влажный субстрат. Их распределяют по поверхности, слегка присыпают землей и иногда поливают. Если стратификации не было, семена проращивают при теплой температуре — 18–22 градуса. Перед посевом их можно замочить на 24 часа в чистой воде.
- Дальше температуру снижают и держат семена в прохладе около месяца. К маю температуру снова повышают до +12 градусов, а рассаду ставят в яркое место. Ближе к теплу ростки высаживают на постоянное место в грунт.
Чтобы вырастить берграсс из корня корневище взрослого растения необходимо поделить в сентябре. Взрослым считается растение возрастом от 5 лет. Срезы корневища присыпают толченым древесным углем. Части сразу пересаживают на постоянное место, но нужно учитывать, что не все растения приживутся. У пересадки с помощью размножения корней есть и преимущество — растения, пересаженные этим способом, скорее всего, зацветут быстрее чем те, что были выращены с помощью семян.
Берграсс зимой
На зиму растение рекомендуется укрывать, так как корни его могут вымерзнуть, если зима слишком жесткая. Растение зимует без укрытия в температурном режиме до 20 градусов мороза. Перед укрытием удаляют все листья и собирают семена, если в этом есть необходимость.
Варианты укрытия:
- Лапник
- Солома
- Сухие листья
Укрывают берграсс в ноябре, пока не наступили заморозки.
Берграсс в букетах
Растение изящно смотрится. Из него можно создавать разные цветочные композиции:
- Берграсс хорошо смотрится в букетах, оттеняя другие яркие цветы.
- Из побегов растения плетут корзины и другие декоративные элементы.
- Из-за длинных стеблей берграсс красиво выглядит в вазах цилиндрической формы.
- Ксерофиллум может долго стоять, при высыхании становится серебристо-серым и более жестким
- Берграсс используют для бутоньерки жениха — длинный стебель растения можно красиво изогнуть и прикрепить к нему другой цветок.
В букетах ксерофиллум хорошо сочетается с яркими синими или фиолетовыми цветами. Обычно в букеты растение добавляют в виде небольших пучков.
Берграсс в ландшафтном дизайне
Берграсс используют для украшения различных участков сада, берегов искусственных водоемов, создания цветочных композиций на клумбах. Тонкие стебли и необычные листья, похожие на нити, необычно и грациозно выглядят среди других растений.
Растение отлично подойдет для сухих почв. При необходимости стебли берграсса можно немного подстригать.
Подскажите, пожалуйста, кто знает такое растение — ксерофиллум. В ЭДРС все прочитала, в архиве ничего не нашла. Интересует меня такая вещь — это то же, что берграсс во флористике, или нет. И как он у нас растет, зимует и размножается. До каких размеров может вырасти. Заранее всем спасибо.
MariaJ |
С-Петербург |
21.04.2007 |
03:21:42 |
Род ксерофиллум (Xerophyllum Michx.), семейство мелантиевые включает три вида, распространенных в субтропической и теплоумеренной зонах Сев. Америки. Действительно, один из видов (Xerophyllum tenax (Pursh) Nutt.) используется во флористике под именем Beargrass. Этому виду дают 5 зону, т. е. можно попытаться вырастить — с укрытием, там и т. д., но особо расчитывать на успех не стоит. А вот, например, попробую. А Вы?
Ortu |
Москва |
21.04.2007 |
17:53:40 |
Ortu, я бы и посадила, только не знаю — что? Нет ни семян, ни соженцев. Кто-то мне говорил, что видел его как комнатное растение, но это не вариант. Хотелось чего-то вроде осоки — срезал, и в букет. Если есть какие-то идеи, поделитесь пожалуйста.
MariaJ |
С-Петербург |
23.04.2007 |
23:44:28 |
MariaJ, у меня-то семена есть (X. tenax, Jelitto), вот, сеять собираюсь. Давайте так поступим: если что-нибудь прорастет, я Вам сообщу. Тогда останется только придумать, как передать.
Ortu |
Москва |
25.04.2007 |
13:13:27 |
А я пытаюсь укоренить нижнюю часть пучка, оставшуюся от составления букета. Тоже сообщу о результатах.
Плетение корзин, производство керамики и ткачество
Плетение корзин и производство керамики были теми видами деятельности, где творческий гений американского индейца, возможно, проявился наиболее ярко. Именно эта сфера индейского искусства, а также ткачество, на котором мы остановимся чуть позже, могут служить мерилом того, насколько утонченной, глубокой, открытой навстречу прекрасному была душа индейца. Белый человек не пользовался наконечниками для копий и стрел; перья, морские раковины, кость и рога животных, шкуры бизона, типи, томагавки и тотемные столбы мало что значили в его жизни. Однако ему каждый день приходится пользоваться корзинами, керамическими изделиями и самыми разными сосудами и емкостями, а также застилать одеялами свою кровать. Поэтому он может сравнить эти вещи своего повседневного обихода с теми, что окружают индейца. И если он будет честным перед самим собой, он вынужден будет признать, что вещи, которыми пользуется индеец, не только ничуть не хуже, а во многом и удобнее, и полезнее, и внешне привлекательнее.
В области плетения корзин и производства керамики индейцам не было равных; в значительной степени это верно и сейчас. Интересно отметить, что плетение корзин считается более сложным делом, чем производство керамики, и поэтому вроде бы должно быть «младше» по возрасту. Известно, однако, что по меньшей мере 10 000 лет назад в засушливых районах запада, где были распространены «культуры пустынь», от Орегона до Аризоны древние охотники умели делать плетеные и кольцевидные корзины, а также сандалии и охотничьи капканы и ловушки, используя те же технические приемы. В то же время первые керамические изделия появились в Америке, согласно датировке обнаруженных археологических находок, лишь примерно в 2000 г. до н. э., то есть на 6000 лет позже того, как индейцы овладели искусством плетения корзин.
Как ни странно, керамика впервые появилась и получила распространение не на юго-западе, который был лидером различного рода культурных достижений и нововведений по сравнению с другими районами и где уже в течение 1000 лет было известно земледелие, а на юго-востоке лесной зоны, где сельского хозяйства еще не знали. На юго-западе керамика появилась лишь где-то в 500–300 гг. до н. э. Но творческий созидательный импульс и в тот и в другой район пришел из древней Мексики, которая на протяжении всей истории имела более высокий уровень культуры по сравнению с районами, расположенными к северу. Опять же следует иметь в виду, что в то время не было границы между Центральной и Северной Америкой, не было никакой разделительной линии, препятствующей людям пересекать Рио-Гранде; они спокойно передвигались, неся с собой свои пожитки, обычаи и традиции.
В конце концов, искусство плетения корзин достигло на юго-западе более высокого уровня по сравнению с юго-востоком и любым другим районом. Однако все индейские племена Северной Америки прекрасно владели этим искусством. Они делали корзины для хранения, для переноски груза, для приготовления пищи. Корзины были и маленькие и огромные; и круглые и квадратные; с петлями и с ручками. Корзина-ящик, корзина-сито, корзина для помола, корзина для промывания кукурузы и желудей, корзина для отбива семян, корзина-ранец, корзина – ловушка для птиц и рыбы, корзина-шляпа, циновка, детская люлька и колыбель, корзины для праздничных церемоний, корзины для использования во время свадеб и похорон – все это мастерски делали индейцы. Ямы для хранения продуктов накрывали ветками, прутиками и узкими полосками коры; это натолкнуло на мысль плести циновки. Циновками и плетеными занавесками завешивали вход в пещеры и дома, чтобы не залетала пыль и не уходило тепло. В них также заворачивали тела умерших. Корзины плели настолько плотные, что в них можно было переносить пищу, семена и воду. В корзинах готовили пищу на кипятке, стирали, красили одежду, а также варили тисвин — индейское пиво и другие похожие алкогольные напитки. Для плетения использовался самый разнообразный материал: на юго-западе, в частности, использовали тростник, медвежью траву, иву и сумах; на юго-востоке – тростник, дуб, корни растений и кору; на северо-востоке – сладкую траву, твердую древесину, кедр и липу; на Равнинах – орешник и бизонью траву; в Калифорнии и на северо-западе – ель, кедр, кору вишни и «индейскую траву». Практически любой имеющийся под рукой природный материал можно было пропарить, покрасить и сделать достаточно податливым и удобным для плетения.
Сами изделия были столь же разнообразными, как и материалы, из которых их делали. Было три основных способа работы с сырьем и изготовления готовой продукции: сплетение, заплетание и свертывание кольцами. Изделия отличались замечательным разнообразием и по форме, и по рисунку. Изображения представляли либо геометрические фигуры и их комбинации, либо были связаны с человеком или природными мотивами. Готовые изделия часто украшались бубенцами, перьями, ракушками, бахромой из оленьей кожи, бисером, иглами дикобраза или другими украшениями. Буйная и богатая фантазия индейца, его неисчерпаемо глубокий и яркий внутренний мир полно отразились в тех замечательных произведениях искусства, которыми являлись и являются сделанные им плетеные изделия. До сих пор корзины высокохудожественного качества делают жители пуэбло, апачи и навахо, а особенно индейцы пима и папаго, живущие в Аризоне. Такие корзины являются дорогими, поскольку их изготовление требует много усилий и времени. Их делают для творческого самовыражения, а также для музеев и тех туристов, которые обладают высоким художественным вкусом и умеют ценить прекрасное. Если индейцу пима или папаго требуется какая-то емкость для личного пользования, ему сегодня проще купить металлическое изделие в магазине. Классические корзины относятся к той эпохе развития человечества, в том числе и индейцев, когда придавали большее значение предназначению и качеству вещи, чем сейчас.
В западных и юго-западных районах были распространены техника сплетения и кольцами; на востоке изделия «заплетали». Различные приемы использовались и при изготовлении керамики. На западе и юго-западе изделия делали, накладывая один кольцевидный слой глины на другой, а на востоке и юго-востоке глину разглаживали внутри или снаружи кувшина, служившего формой или шаблоном. Гончарный круг был неизвестен. Керамика не получила такого повсеместного распространения, как плетеные изделия; во многих районах, включая Калифорнию и северо-запад, ее вообще не производили, а пользовались лишь корзинами и другими плетеными изделиями.
Керамические изделия в основных районах их распространения – на юго-западе и на востоке – были схожими как по форме, так и по общему замыслу. В том, что касается видов и формы изделий, индейская керамика была гораздо более консервативной по сравнению с плетеными изделиями. Самобытностью отличались в основном рисунки и узоры на керамических изделиях, хотя люди культур хоупвелл, Миссисипи и южного культа умерших делали изделия в форме фигур людей и животных; сегодня эту традицию продолжают индейцы пуэбло. Рисунок выполнялся в краске или выгравировывался при помощи резцов из кости и камня; либо же отштамповывался при помощи пальцев, шнура, а также деревянных печатей и матриц. Скромное количество видов и форм изделий вполне компенсировалось сочной и разноцветной раскраской: белая, коричневая, красная и желтая краски, вместе и по отдельности, наносились при помощи кистей, тряпичных лоскутов или клоков меха. Краски наносились на влажную поверхность изделия до термообработки на разведенном огне. Устойчивый черный оттенок достигался путем обугливания на малом, закрытом пламени. После обжига изделия отборного качества для придания им атласного блеска и яркости шлифовались специальным приспособлением из кости или камня либо натирались влажной материей. Для того чтобы законченное изделие было особенно сверкающим и искрящимся, глину иногда смешивали с цветным песком или частицами слюды.
Лучшие образцы сегодняшней индейской керамики делаются на юго-западе. Именно благодаря творческим усилиям живущих здесь индейцев в течение последних 50 лет мы наблюдаем возрождение и настоящий всплеск интереса как к керамическим изделиям, так и другим рукотворным творениям индейских мастеров. Конечно, керамику делают далеко не во всех пуэбло юго-запада. В некоторых местах навыки этого искусства уже утрачены, в других основное внимание уделяется более доходному производству ювелирных украшений, а где-то делают простые изделия лишь для домашнего пользования. Наиболее высокого качества изделия делаются в пуэбло Сан-Ильдефонсо, Санта-Клара, Сан-Хуан, Акома и Зия. Именно в Сан-Ильдефонсо выдающиеся мастера керамики Мария и Хулио Мартинес создали в 1919 г. свои замечательные образцы, в которых выполненный матовой черной краской рисунок был нанесен на отшлифованную черную поверхность. Хулио Мартинес нарушил традицию, согласно которой керамические изделия изготовлялись только женщинами[1].
Двенадцать лет спустя жительница этого же пуэбло Розали Агийяр стала делать знаменитые изделия с инкрустированным рисунком. Из других племен юго-запада, сохранивших традиции производства керамики, следует выделить хопи, производящих, правда в ограниченном объеме, кувшины потрясающего качества, и марикопа, которые изготовляют замечательные вазы и великолепные кроваво-красные кувшины с высоким горлышком.
В 1900 г. гениальная индианка по имени Нампейо стала делать керамические изделия в духе древних традиций индейцев хопи. Однако хопи сегодня известны не только своими керамическими изделиями и серебряными украшениями; они в первую очередь знамениты куклами – «качинами». Искусство вырезать эти фигурки высотой от 7,5 до 45 см из куска хлопкового дерева не является древним; им владеют неполные сто лет. Эти куклы стали делать для того, чтобы помочь детям запомнить 250 божеств в мужском и женском обличье, которых «качины» изображают. Но если сами фигурки не являются древними, то изображаемые ими священные духи, живущие в горах на севере Аризоны и приходящие в селения хопи каждую зиму, безусловно, таковыми являются. Одно из таких селений, Ораиби[2], расположенное на возвышенности Хопи-Сорд-Меса, является, вероятно, старейшим на территории США местом, где постоянно проживают люди.
«Качины» делались так: на основание наносился слой белого каолина, поверх – рисунок яркой раскраски и разноцветные перьевые украшения. Руки, ноги, голова, головной убор куклы, а также предметы, вместе с которыми она изображалась, изготавливались отдельно и затем аккуратно приклеивались к основе. Эти оригинальные фигурки являются прекрасным образцом миниатюрного искусства. Поскольку это не культовые предметы, а обычные изображения, не считается неэтичным покупать их. И приезжие с радостью приобретают эти очаровательные маленькие шедевры, изображающие божество или загримированного под него индейца, исполняющего ритуальный танец во время религиозного праздника.
Численность индейцев хопи сейчас менее 6000 человек; лучшие произведения искусства индейцев пуэбло создаются мастерами из полдюжины поселений, в которых проживают менее 5000 человек. Самым многочисленным индейским племенем юго-запада являются навахо – их численность составляет около 80 000 человек. Они являются сносными «корзинщиками», безразличны к керамике и, безусловно, выдающиеся мастера по выпуску рукотворных изделий из серебра. Однако следует особо отметить ту область, в которой они за последние несколько столетий продемонстрировали по-настоящему неподражаемый собственный и самобытный стиль: это ткачество.
Ткачество было известно в Северной Америке еще в древние времена. Люди культур адена и хоупвелл делали вещи из текстиля 2000 лет назад, а спустя короткое время это искусство распространилось на Калифорнию и на район Великих Равнин. Изделия в то время делались вручную, без ткацкого станка. Из применявшихся приемов можно назвать вязание, вышивание тамбуром, петлей, сеткой, складками, скручивание и другие способы рукоделия. Безусловными лидерами в этой области были индейцы северо-западной части тихоокеанского побережья, особенно чилкаты, жившие на крайнем севере, на границе между Аляской и Канадой. Чилкаты, являющиеся ответвлением тлинкитов, делали парадные рубахи, а также одеяла, покрывала и знаменитые накидки[3], используя смесь из кусочков коры кедра и шерсти горного козла, выкрашенную белым, желтым, синим и черным цветом. Эти изделия пользуются большим спросом у коллекционеров и собирателей образцов художественного народного творчества. Как и селиш в северной Калифорнии, которые делали шерстяные одеяла и покрывала весьма высокого качества, чилкаты начали использовали в работе элементарную ткацкую раму, на которой работали вручную.
Настоящий ткацкий станок вошел в употребление только на юго-западе. Здесь большого успеха в ткачестве добились хопи; некоторое распространение оно получило и среди индейцев пуэбло. Но именно навахо обеспечили технический прогресс в этой области: начав с простого ременного станка, в котором один конец крепился к поясу ткачихи, а другой закреплялся вокруг дерева или одного из опорных столбов жилища, они усовершенствовали его до сложного вертикального ткацкого станка. Возможно, что местом его изобретения был американский юго-запад. Вначале в качестве сырья использовались растительные волокна и шерсть животных; затем стали применять хлопковую нить, а с 1600 г. и далее – овечью шерсть, которая стала доступна после того, как пришедшие в Нью-Мексико испанские переселенцы пригнали с собой стада овец. Сегодня главными мастерами ткачества в этих местах являются навахо, которые научились этому искусству у жителей пуэбло в 1700 г. Они делают одеяла и покрывала смелого фасона и расцветки в ряде мест на обширной территории, занимаемой резервацией навахо. Среди мест, прославившихся своими мастерами, можно назвать Чинле, Назлини, Клагето, Ти-Но-По, Лукачукай, Ганадо, Уайд-Руинз и два десятка других.
Искусством ткачества занимаются женщины-навахо. А вот искусство песчаных рисунков – это уже прерогатива мужчин. Выполнение подобных рисунков относилось к компетенции шамана, поскольку они имели не только религиозное, но и врачующее назначение. Больной садился на землю, и под чтение молитв и исполнение песнопений шаман начинал рисовать вокруг него рисунок на песке. По мере выполнения рисунка болезнь должна была уходить в него, а изображенные на рисунке божества должны были явить свои чудодейственные силы. Затем, на закате солнца, рисунок стирался с лица земли, и болезнь должна была исчезнуть вместе с ним. Выполнение рисунков на песке было распространено среди навахо, папаго, апачей и жителей пуэбло; хотя надо сказать, что термин «песчаный рисунок» или «рисунок на песке» является неточным и вводит в заблуждение. Только основание, на которое наносится рисунок, состоит из песка; сам же рисунок наносится не цветными красками, а цветными, растолченными в порошок материалами: растениями, древесным углем и пыльцой, которые искусно высыпаются тонкой струйкой между пальцами на песок. Для выполнения такого рисунка требовались точность, терпение и выдержка и исключительная память, поскольку нужно было точно воспроизвести на песке традиционный рисунок, предусмотренный ритуалом, причем исключительно по памяти.
[1] Супруги Мартинес были лауреатами премии Американского института художественной архитектуры, французской премии «Академическая пальма» и др.
[2] О р а и б и – город в штате Аризона, где люди непрерывно живут с XII в. н. э.
Как жили коренные народы Северной Америки до вторжения европейцев — занятия и навыки древних индейцев
Мы поговорим с вами о племенах, которые населяли территории современных США и Канады до прихода европейцев. К началу XVII века, когда на территории Соединенных Штатов Америки стали появляться первые европейские поселения, там проживали многочисленные индейские и эскимосские племена. Таких племен было несколько сотен: На-дене, Алгонкины, Шошоны. Все они говорили на разных языках, принадлежали к различным этническим группам и по-разному общались друг с другом.
Появление первого человека на территории Северной Америки
Человек появился на территории Северной Америки как минимум 20 — 25 тысяч лет назад. Люди пришли из Азии через сухопутный мост, который существовал на месте сегодняшнего Берингова пролива. Дело в том, что этот пролив существовал не всегда и, когда уровень воды в мировом океане понижался, между Азией и Америкой возникала, так называемая Берингия, через которую первобытные люди и попали на американский континент.
Это объясняет, почему эскимосы и индейцы принадлежат к монголоидной расе. Они попросту родственники. Но, поскольку, волн таких переселенцев за много тысяч лет было несколько, они перемешались между собой и, даже, соседние племена могли оказаться не вполне родственными друг другу. От пребывания первобытного человека на территории Америки осталось довольно много следов. Вот, например, рисунки на камне. Они называются петроглифы. Есть также газетный камень. Рисунки и надписи покрывают его точно также, как буквы газетный лист. Но никто из современных ученых не в состоянии сказать, что же написано на этом камне и зачем было помещать так много рисунков в одном месте.
Племя Ирокезов
Многие индейские племена к моменту прихода европейцев уже достигли той стадии, на которой у них могло появиться государство. Так, например, племя Ирокезов образовало целый военный союз, который ученые называют Конфедерацией. Ирокезские роды и семейства объединялись для того, чтобы покорять соседние племена. Наверняка вы знаете о том, что со своих поверженных врагов индейцы снимали скальпы. Так называют кожу головы вместе с волосами. На самом деле, эта традиция была не всеобщей. Ирокезы, как раз, скальпы снимали.
Они считались доказательством того, что противник погиб. Но на самом деле бывало так, что скальпы снимали и с живых людей. Индейцы верили, что жизненная сила человека заключена в волосах и лишая воина волос, вы тем самым навсегда лишали его удачи.
На юго-западе современных Соединенных Штатов Америки и сегодня живут индейцы Пуэбло. Они получили свое название от испанского слова, которое означает поселение. Задолго до прихода европейцев индейцы Пуэбло строили настоящие города с многоэтажными глиняными зданиями. Одно из таких поселений, поселок Таос-Пуэбло, включен в список всемирного наследия Юнеско. В таких поселениях, окруженных стенами, проживало по несколько тысяч человек. Их быт оставался неизменным на протяжении, как минимум, 500 лет.
Занятия древних индейцев
Индейцы, как правило, занимались охотой и собирательством, но некоторые из индейских племен были уже хорошо знакомы с земледелием и скотоводством. Основу хозяйственной жизни индейцев составляла охота на бизонов. Мясо бизона шло в пищу, из его шкуры делали одежду и жилища и, даже, бизоний помет использовался, как топливо. Он хорошо горел и давал много тепла.
Но, как бы индейцы не охотились на бизонов, они со своими луками и стрелами не могли серьезно повлиять на численность этих животных. Только, когда в Америке появились европейцы и их огнестрельное оружие, численность бизонов стала очень быстро сокращаться, и к настоящему времени эти животные в Америке вымерли полностью.
Многие индейские племена имели совершенную систему ремесла. Изготавливали прекрасные гончарные сосуды, одежду, оружие и предметы, связанные с украшениями. Коллекция индийской керамики находится чуть ли не в каждом современном американском музее.
Индейцы верили в то, что каждое племя происходит от какого-то одного животного, которое считалось священным. Такая вера в священного предка в виде животного или, даже, растения — называлась тотемизм. Племена называли себя по именам тех или иных животных:
- племя медведя;
- племя волка;
- племя ворона;
- племя бешеной собаки.
Члены каждого племени носили похожие головные уборы. Для их изготовления требовалось брать перья только конкретных птиц. Причем перья должны были быть определенной длины и цвета. Такие уборы носили не для красоты, а для того, чтобы все видели, с кем имеет дело. Впрочем, надевали их конечно же, не каждый день. Так было неудобно охотиться или заниматься повседневными делами. А только во время крупных религиозных праздников.
Какими навыками обладали индейцы, как воины
Индейцы были храбрыми воинами. Чтобы запугать врага они наносили на свои тела и лица краску. До сих пор существует представление о том, что боевая раскраска индейцев была чуть ли не самым главным фактором, который отпугивал европейцев. Индейскому воину нужно было учиться громко и пронзительно кричать с теми же целями, для того, чтобы напугать потенциального врага.
Об одном легендарном индейском охотники рассказывали, что он мог крикнуть так, что бизон падал замертво, а медведь мог от этого крика просто от неожиданности свалиться с дерева. Правда это или нет — неизвестно. Но европейские колонизаторы боялись индейцев и не доверяли им. Во многих произведениях американской литературы индейцы изображены, как хитрые жестокие люди, обладающие каким-то специальным знанием, которого нет у белых. Возьмите, к примеру, индейца Джо из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера» или истории о многочисленных индейских проклятиях.
Все равно европейцы оказались сильнее. Сегодня большая часть Америки индейцам уже не принадлежит.
Для того, чтобы они могли сохранить свой быт, на территории многих штатов США для них отведены специальные районы, которые находятся под управлением индейских вождей. Такие территории называются резервации. Но занимают они чуть больше двух процентов территории Соединенных Штатов Америки.
Индейцы в 10 вопросах
Действительно ли североамериканские индейцы жили в вигвамах, правильно ли изображать их с луком и стрелами и общий ли у них язык
1. Когда и как индейцы попали в Америку
Существует две основные точки зрения. Согласно первой (так называемая «короткая хронология»), люди пришли в Америку около 14–16 тысяч лет назад В то время уровень моря был на 130 метров ниже современного, кроме того, зимой по льду пролив было нетрудно перейти пешком. . По второй — люди заселили Новый Свет гораздо раньше, от 50 до 20 тысяч лет назад («длинная хронология»). Ответ на вопрос «Как?» куда более определенный: древние предки индейцев пришли из Сибири через Берингов пролив, а дальше шли на юг — или по западному побережью Америки, или по центральной части материка через свободное от льдов пространство между Лаврентийским ледяным щитом и ледниками Береговых хребтов в Канаде. Впрочем, вне зависимости от того, как именно двигались первые жители Америки, следы их раннего присутствия либо оказались глубоко под водой из-за повышения уровня моря (если они шли вдоль тихоокеанского побережья), либо разрушены действиями ледников (если люди шли по центральной части материка). Поэтому самые ранние археологические находки обнаруживаются не в Берингии Берингия — биогеографическая область, связывающая Северо-Восточную Азию и северо-западную часть Северной Америки. , а гораздо южнее — например, в Техасе, на севере Мексики, на юге Чили.
2. Отличались ли индейцы на востоке США от индейцев на западе
Выделяется около десяти культурных типов индейцев Северной Америки Арктика (эскимосы, алеуты), Субарктика, Калифорния (чумаши, вашо), северо-восток США (Вудленд), Большой бассейн, Плато, северо-западное побережье, Великие равнины, юго-восток США, юго-запад США. . Так, индейцы, населявшие Калифорнию (например, мивоки или кламат), были охотниками, рыболовами и занимались собирательством. Жители юго-запада США — шошоны, зуни и хопи — относятся к так называемым культурам пуэбло: они были земледельцами и выращивали кукурузу, фасоль и тыкву. Про индейцев востока США, а особенно юго-востока, известно значительно меньше, поскольку большинство индейских племен вымерли с приходом европейцев. Например, до XVIII века во Флориде жил народ тимукуа, отличавшийся богатством татуировок. Быт этих людей зафиксирован в рисунках Жака Ле Муана, который посетил Флориду в 1564–1565 годах и стал первым европейским художником, изобразившим коренных американцев.
3. Где и как жили индейцы
В вигвамах — стационарных жилищах из веток и шкур животных в форме купола — жили индейцы лесной зоны на севере и северо-востоке Америки, тогда как индейцы пуэбло традиционно строили глинобитные дома. Слово «вигвам» происходит из одного из алгонкинских языков Алгонкинские языки — группа алгских языков, одной из крупнейших языковых семей. На алгонкинских языках говорят около 190 тысяч человек на востоке и в центральной части Канады, а также на северо-восточном побережье США, в частности индейцы кри и оджибве. и в переводе означает вроде «дом». Строились вигвамы из веток, которые связывались между собой, образуя конструкцию, которая сверху покрывалась корой или шкурами. Интересным вариантом этого индейского жилища являются так называемые длинные дома, в которых жили ирокезы Ирокезы — группа племен общей численностью около 120 тысяч человек, живущих в США и Канаде. . Они делались из дерева, а длина их могла превышать 20 метров: в одном таком доме жили сразу несколько семей, члены которых приходились друг другу родственниками.
У многих индейских племен, например у оджибве, существовала специальная паровая баня — так называемый «вигвам потения». Это было отдельное строение, как нетрудно догадаться, для мытья. Впрочем, мылись индейцы не слишком часто — как правило, несколько раз в месяц — и использовали паровую баню не столько для того, чтобы стать чище, сколько как лечебное средство. Считалось, что баня помогает при болезнях, если же чувствуешь себя хорошо, можно обойтись без мытья.
4. Что они ели
Рацион индейцев Северной Америки был достаточно разнообразен и сильно отличался в зависимости от племени. Так, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земледельцы пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом добытых на охоте животных. А основной пищей индейцев Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить, нужно было собрать желуди, высушить, очистить и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало нечто среднее между супом и кашей. Ели его ложками или просто руками. Индейцы навахо готовили из кукурузы хлеб, и его рецепт сохранился:
«Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать початков кукурузы с листьями. Для начала нужно отшелушить початки и растереть зерна с помощью зернотерки. Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья. Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте их, а сверху разведите огонь. Хлеб печется около часа».
5. Мог ли неиндеец возглавить племя
В 1885–1889 годах еврей Соломон Бибо занимал должность губернатора индейцев пуэбло акома, с которым вел торговлю с середины 1870-х. Бибо был женат на женщине-акома. Правда, это единственный известный случай, когда пуэбло руководил неиндеец.
6. Кто такой кенневикский человек
В 1996 году в районе небольшого города Кенневик в штате Вашингтон были найдены останки одного из древних жителей Северной Америки. Его так и назвали — кенневикский человек. Внешне он сильно отличался от современных американских индейцев: был очень высок, носил бороду и скорее напоминал современных айнов Айны — древние жители Японских островов. . Исследователи предположили, что скелет принадлежал европейцу, жившему в этих местах в XIX веке. Однако радиоуглеродный анализ показал, что обладатель скелета жил 9300 лет назад.
Реконструкция внешнего облика кенневикского человека © Brittney Tatchell / Smithsonian Institution
Сейчас скелет хранится в Музее естественной истории имени Бёрке в Сиэтле, и современные индейцы штата Вашингтон регулярно требуют, чтобы останки передали им для захоронения согласно индейским традициям. Впрочем, оснований считать, что кенневикский человек при жизни принадлежал к какому-нибудь из этих племен или их предкам, нет.
7. Что индейцы думали о луне
Индейская мифология очень разнообразна: ее героями часто становятся животные, например койот, бобр или ворон, или небесные тела — звезды, солнце и луна. Например, члены калифорнийского племени винту считали, что своим внешним видом луна обязана медведю, который пытался ее укусить, а ирокезы утверждали, будто на луне находится старуха, ткущая полотно (несчастную отправили туда за то, что та не смогла предсказать, когда будет конец света).
8. Когда у индейцев появились лук и стрелы
Сегодня индейцы разных североамериканских племен часто изображаются держащими в руках лук или стреляющими из него. Так было не всегда. О том, что первые жители Северной Америки охотились с помощью лука, историкам ничего неизвестно. Зато есть сведения о том, что они использовали разнообразные копья. Первые находки наконечников стрел датируются примерно девятым тысячелетием до нашей эры. Они были сделаны на территории современной Аляски — уже потом технология постепенно проникла в другие части континента. К середине третьего тысячелетия до нашей эры лук появляется на территории современной Канады, а в начале нашей эры приходит на территорию Великих Равнин и Калифорнии. На юго-западе США лук и стрелы появились еще позднее — в середине первого тысячелетия нашей эры.
9. На каких языках говорят индейцы
Сегодня индейцы Северной Америки говорят примерно на 270 различных языках, которые относятся к 29 языковым семьям, и 27 языках-изолятах, то есть изолированных языках, которые не относятся к большой семье, но образуют собственную. Когда в Америку пришли первые европейцы, индейских языков было гораздо больше, однако многие племена вымерли или утратили свой язык. Больше всего индейских языков сохранилось в Калифорнии: там говорят на 74 языках, относящихся к 18 языковым семьям. Среди самых распространенных североамериканских языков — навахо (на нем говорит около 180 тысяч индейцев), кри (около 117 тысяч) и оджибве (около 100 тысяч). В большинстве индейских языков сейчас используется латинский алфавит, хотя чероки пользуются оригинальным слоговым письмом, разработанным в начале XIX века. Большинство индейских языков могут исчезнуть — ведь говорят на них меньше 30% этнических индейцев.
10. Как живут современные индейцы
Сегодня большинство потомков индейцев США и Канады живут практически так же, как и потомки европейцев. Только треть из них занимают резервации — автономные индейские территории, составляющие примерно два процента площади США. Современные индейцы пользуются рядом льгот, и, чтобы их получить, нужно доказать свое индейское происхождение. Достаточно, чтобы ваш предок был упомянут в переписи начала XX века или иметь определенный процент индейской крови.
Племена определяют, принадлежит ли к ним человек. Например, пуэбло ислета считают своим только того, у кого хотя бы один родитель был членом племени и чистокровным индейцем. А вот оклахомское племя айова более либерально: чтобы стать его членом, нужно иметь всего 1/16 индейской крови. При этом ни знание языка, ни следование индейским традициям не имеет никакого значения.
См. также материалы об индейцах Центральной и Южной Америки в курсе «Мифы Южной Америки».
Индейский головной убор из перьев: часть I
I. Историческая справка
За прошедшие сотни лет, а особенно с 1887г. благодаря шоу Баффоло Била (Buffalo Bill‘s Wild West Show) с участием индейцев Сиу, Арапахо и Пауни, которое за несколько десятков лет объездило полмира, изображение воина в головном уборе из орлиных перьев (на Лакотском — Wambli Wapaha) стало главным символом Североамериканских индейцев.
В стародавние времена Wambli Wapaha — головной убор из орлиных перьев (т.н. “солнечный головной убор” по терминологии русских индеанистов: термин достаточно странный, поскольку никто в мире его так не называет) был наделен богатым символизмом: мельчайшая его деталь имела глубокий смысл, а право носить такие головные уборы имели только вожди и выдающиеся воины. Каждое перо в таком головном уборе обозначало тот или иной подвиг или великое деяние, совершенное на войне или на охоте, т.е. выполняло ту же самую функцию, что у нас медаль или орден. Индейцы считали, что человеку, который носит военный головной убор из перьев орла, не страшны ни пули, ни стрелы и надевали такие головные уборы не для того, чтобы круто выглядеть, а чтобы обрести магическую защиту орла. Поэтому чаще всего воин, идя в военный поход, брал с собой головной убор, а если позволяли обстоятельства, надевал его на время сражения. Воин принимал решение о том надевать или не надевать свой убор, исходя из индивидуальной манеры ведения боя и наличия времени на переодевание. От Шайенского вождя Деревянная Нога мы знаем, что: “Если приближалась битва, воины первым делом сбрасывали свою обычную одежду. Идея, что для битвы необходимо особое облачение, появилась не от уверенности, что это прибавит ловкости в бою. Это были приготовления к смерти. Каждый индеец хотел видеть себя в лучшем виде, идя на встречу с Великим Духом, а потому надевал этот наряд и перед боем и в мирное время — при опасной болезни. Некоторые племена не заботились о таких вещах и рисковали жизнью либо полуодетыми, либо в потёртом платье. Но Шайенны и Сиу относились к этой процедуре с должным вниманием”.
Для хранения и транспортировки использовался цилиндрический короб (парфлеш) из сыромяти, разрисованный различными символами. Одной из особенностей, связанных с головным убором, является то, что почти никогда воин не изготавливал свой убор сам: чаще всего он или покупал или выменивал его у других, или же только предоставлял другим членам племени (например, воинам, состоящим с ним в одном военном сообществе) материал для его изготовления.
Первое упоминание о наличии перьевых головных убров у Равнинных племен , в частности у Манданов, относится к 1736 году. В 1766 году Уилст сообщил о таких головных уборах у Сиу (Carver, 1838:288). Вслед за этим Томпсон (1780г.; Thompson, Tyrerll) ed., 1916:61) сообщает о головных уборах из орлиных перьев у Черноногих. Далее о головных уборах из орлиных переьев сообщали Льюис и Кларк (1810г., Арикары; Lewis and Clark, Thwaites ed., 1905, vol. 6:158), Ларок (1804-1805, Кроу; Larocque, Burpee ed., 1910:67), Брэкенридж (1811, Арикары; Brackenridge 1816, IN Thwaites ed., vol 6:117 & 120) и др. Таким образом, можно утверждать, что в период с 1740 по 1810 было зафиксировано наличие головных уборов из орлиных перьев в том или ином виде (в том числе, с рогами) у нескольких племен Равнинных индейцев.
В период с 1740 по 1810, а особенно в последующие 20 лет до 1830 года, головные уборы были значительно усовершенствованы: во-первых, это уже была не просто налобная повязка с перьями, но шапочка из мягкой кожи, на которую крепились перья; во-вторых, в отличие от повязки, на которую перья жестко фиксировались (“втыкались”), новая конструкция делала перья достаточно подвижными. К этому времени также стало обычным делом использовать подвески из шкурок и перьев, а также легкие распиленные и отполированные рога бизона.
Ф. Кларк отмечает, что по мнению некоторых племен головной убор в том виде, в каком мы привыкли видеть, (т.е. с расширяющейся короной или flaring style headdress, в отличие от более древнего головного убора со стоящей вертикально короной или straight-up style headdress) придумали Кроу.
Одной из лучших иллюстраций того как выглядел такой головной убор (т.е. flaring style headdress) в начале 19 века является картина Кэтлина (см. фото; Catlin 1841, vol. I:101).
Есть также скетч и картина Кэтлина, сделанные им в 1832 г., (Catlin 1841, vol.II: opp.p. 190) изображающие Лакотского воина по имени Спящий Ветер в характерном для Сиу головном уборе с расширяющейся короной.
В настоящее время изображенный на картине головной убор Кроу хранится в Смитсонианском институте (Музее Американских Индейцев в Вашингтоне). Как видно на картине и музейных образцах в Вашингтоне и Берлине (где хранится почти такой же образец головного убора, но принадлежащий Хидатса), головные уборы в том замечательном стиле, который чуть позже разовьется в стиль Лакота (Сиу) и станет символом “индейскости”, уже существовал к началу 19 века и был популярен среди Равнинных племен Верхнего Миссури (т.е. в районе т.н. Центральных равнин): Арикара, Дакота, Хидатса, Мандан, Кроу, Равнинные Кри, Омаха.
По информации Гриннелла перьевые уборы, внешне напоминающие типичные Лакотские уборы с расширяющиеся короной, были также распространены и среди Шайенов. Однако изучение ранних полевых фотографий (т.е. сделанных не в фотостудии, где обычно индейцев наряжали в принадлежащий фотографу реквизит, а в реальных условиях) и почти полное отсутствие в музеях экземпляров ранних шайенских уборов, скорее всего говорят о том, что это суждение по большей части справедливо только в отношении северных Шайенов.
Коме того, начиная с 1870-х годов, у Шайенов были популярны головные уборы комбинированного типа, сочетающие Лакотский стиль с бизоньими рогами (см. фото).
Среди других племен (Кайова, Команчей, Апачей, Не-Персе, Шошонов, племен Вудлэнда и вообще индейцев) головные уборы в Лакотском стиле получили распространение лишь в конце 19 века. – начале 20 веков (именно распространение, т.к. отдельные экземпляры появлялись у них и раньше, но или в качестве подарков или в результате торгового обмена, и не были традиционными для них).
Важнейшие изобретения американских индейцев
Хотел бы рассказать несколько малоизвестных фактов о культуре, изобретениях и инновациях, которые индейцы, коренные жители Соединенных Штатов привнесли в нашу повседневную жизнь.
Одно из немногих растений, которое на протяжении тысячелетий культивировалось и совершенствовалось индейцами. Коренные американцы во все времена являлись блестящими селекционерами. Именно благодаря им кукуруза, которая изначально считалась совершенно бесполезным сорняком, подарила миру вкуснейшие плоды (початки).
В настоящее время в Северной Америке произрастает примерно 500 из 700 имеющихся на планете разновидностей кукурузы. Это один из самых полезных и доступных злаков, насыщающий человеческий организм массой полезных веществ.
Европейцы были сильно удивлены, когда узнали о доведённом до совершенства процессе вулканизации каучука в индейских комьюнити Мексики и США. Полученная резина использовалась в быту и военном деле. Она продлевала жизнь самым разным предметам – от топоров с резиновой рукояткой до колодцев с каучуковой отделкой.
По легенде, Колумб привёз в Европу резиновый шарик, купленный в одном из индейских поселений. Ни один эксперт по материалам не смог толком объяснить, из чего состоит шарик. Производство резины в больших масштабах впоследствии ускорило научно-технический прогресс. В 1830-х годах Чарльз Гудиер разработал сверхпрочную резину, которая не боится ни жары, ни холода.
Сегодня многие учёные задаются вопросами, как египтяне построили пирамиды, или как индейцы майя изобрели точный календарь. Мало кто задаётся вопросом, как коренные жители Аляски изобрели байдарку (кайяк) без фундаментальных знаний в математике, физике и химии.
Байдарка – гениальное и совершенное изобретение, которое не менялось столетиями. Это узенькая и быстрая лодка с герметичным корпусом, которая позволяет водителю оставаться сухим даже в случае опрокидывания конструкции в ледяной воде.
Байдарка изготавливалась из сверхпрочных материалов – дерева и костей кита. Внутри она аккуратно обшивалась шкурами тюленей, что не позволяло человеку мёрзнуть даже в аномальные холода. По своему качеству байдарки 200-300-летней давности дадут фору кайякам, изготовленным в 21-м столетии из пластика и углеродного волокна.
Солнцезащитные очки
Инуиты, проживавшие в регионах с большим количеством солнечных дней, делали необычные очки из дерева, костей, рогов и кожи. Очки состояли из большого количества маленьких и неровных отверстий. В них человек мог смотреть на солнце и не жмуриться.
Очки инуитов до сих пор вызывают много вопросов. Существует теория, что даже хаотичные щели на самом деле имеют логичную последовательность. Щели отражают лучи, как сегодня это делают тёмные стёкла классических очков.
Любопытно, что для инуитских очков существовал специальный футляр. Он украшался мехом и перламутром.
Гигиена рта
Индейцы научились заботиться о своих зубах задолго до европейцев. Для избавления от кусочков пищи они использовали стебель полевого цветка (Coptis trifolia), который до сих пор считается само органической зубной нитью на планете. Также из полевого цветка и ряда других трав делался специальный настой. Он снимал воспаление, налёт и освежал дыхание.
Европейцы долго не могли понять, почему у индейцев такие хорошие зубы. Жители того же конфедеративного Юга считали вплоть до окончания Гражданской войны (1865) коричневые и чёрные зубы признаком власти и больших денег.
Бутылки для кормления детей
Ирокезы изобрели одно из самых гениальных приспособлений. Они взяли часть медвежьей кишки, обработали маслом и смолой, а потом с помощью птичьего пера сделали в ней отверстие для питья. Такая бутылка для кормления была похожа на женскую грудь, поэтому младенцы не замечали подвоха. Благодаря уникальным свойствам медвежьей кишки, молоко хранилось в бутылке свежим очень долго.
Подвесные мосты
Пока в Европе строились громоздкие мосты из камня и металла, североамериканские индейцы мастерили уникальные подвесные мосты над ущельями, водоёмами и другими природными объектами.
Технология была следующей. Сначала плелись два больших (толщиной с человека) каната из горных трав и других растений. Они перебрасывались в нужное место, после чего группа умельцев плела между ними дорожку с поручнями.
Индейцам было по силам соединить подвесным мостом любые две точки, если они находились на не слишком большом расстоянии друг от друга. Европейцы очень долго учились искусству строительства мостов, которые впоследствии появились и в Европе.
Обезболивающее
Лучшие индейские анальгетики изготавливались из дурманящей травы (Datura stramonium) в трёх разных видах: жидкостях, мазях и специальных таблетках. Какую бы травму не получил человек, он всегда мог избавиться от боли посредством органического зелья.
Любопытно, что принимать Datura stramonium для удовольствия в индейских племенах было строго-настрого запрещено. Тем не менее, наркоманы появились среди европейцев, испытавших на себе индейские анальгетики. Нередко белые отморозки-наркоманы нападали на индейцев исключительно ради Datura stramonium.
Об этом изобретении стало известно относительно недавно в результате раскопок на территории древних индейских городов. Шприцы для инъекций изготавливались из мочевых пузырей животных и полых костей птиц. В вены вводились лекарственные смеси на основе трав. Европейцы изобрели шприцы только в середине 19-го столетия. Шотландский врач Александр Вуд стал вводить морфин в качестве анестезии.
Сегодня гамак является лучшей кроватью для отдыха на свежем воздухе. Индейцы использовали их во всех регионах Северной Америки. Первым европейцем, поспавшим в гамаке, стал Христофор Колумб. Впоследствии гамаки заменили стандартные кровати на многих торговых и военных кораблях, так как позволяли сэкономить много места