Снег в дизайне дачи: практическое и эстетическое значения

Стили зимних садов и советы по оформлению

Строить зимние сады человек начал давно. Древние египтяне прославились своей любовью к комнатным растениям и украшали ими свои жилища. Во времена Древнего Рима начали сооружаться первые теплицы, крытые слюдой, в которых выращивались цветы для знатных особ. Упоминания об оранжереях встречаются в старинных рукописях многих стран. Это был период зарождения стилей, которые в каждом уголке мира обретали свои индивидуальные черты.

В России первые зимние сады появились в Кремле в начале 17 века. Наши садовники выращивали в них экзотические растения и фруктовые деревья. В 18 веке мода содержать крытые оранжереи распространилась по многим усадьбам. Это были как правило, отдельно стоящие помещения, с богатым убранством и экзотическими птицами. Здесь отдыхали и устраивали приемы.

Так что стремление создать для себя и окружающих красивый вечноцветущий уголок, преследует человека давно. Возможно, это как-то перекликается с генетической памятью об Эдеме. Как бы то ни было, целая армия садоводов и строителей на протяжении веков шлифуют свои познания в этой области и делятся ими со своими единомышленниками. На сегодняшний день собрано много информации о строительных материалах, о растениях и элементах декора.

Для того, чтобы понять, какой именно сад вам нужен, каким растениям будет наиболее комфортно в вашем саду, предлагаем вам небольшой экскурс в описание стилей садов. Стили оформления сада формировались на протяжении многих веков. Зимний сад – не исключение, и тоже подчиняется общим законам оформления. Стиль зимнего сада в некоторых случаях может отличаться от стиля всего дома. Однако, внутри растительного пространства должна прослеживаться четкая линия, вызывающая чувство гармонии, а не хаоса.

Конечно, главным элементом дизайна в зимнем саду являются растения. Тропические, лекарственные или пустынные – все они создают художественные картины и символизируют некий райский уголок – такой, каким его видит хозяин дома.

Оформление сада – стены, полы, камин, фонтан, витражи, кашпо, арки, мозаика, мебель и скульптуры, — все это лишь подчеркивает выбранный стиль и красоту растений.

Большое внимание стилисты уделяют дизайну окон

На сегодняшний день существует несколько стилей оформления зимних садов:

Зимний сад в английском стиле

Англичане обожают зимние сады. Их можно смело назвать основателями нескольких архитектурных стилей. Английский зимний сад – традиционное место для чаепитий, отдыха и бесед. Большую роль здесь отводят декору окон и пола. Очень часто в таком саду можно встретить большой мягкий ковер на полу и витражные окна. Мебель – старинная или искусственно состаренная – еще один важный элемент английского зимнего сада. Также английский стиль отличают солидные двери и декоративные элементы на коньке крыши.

Георгианский стиль, или стиль эпохи Короля Георга в 18 веке. Для него характерны плоская, или почти плоская крыша, а также простые прямоугольные рамы с частыми переплетами. Исторический георгианский стиль имел полукруглую форму. Сейчас многие путают георгианский стиль с эдвардианским.

Викторианский стиль, эпоха правления Королевы Виктории, 19 век. Отличается богатым видом постройки, украшенной по коньку. Сама форма зимнего сада имеет прямоугольную форму с закругленным торцом.

Эдвардианский стиль, или стиль эпохи Короля Эдуарда VII в XX веке. Для него характерна прямая форма, иногда – украшение по коньку крыши. По сравнению с викторианским стилем выглядит более скромно.

Для придания саду английского колорита важно подобрать нужные растения. Например, такой сад невозможно представить без роз. Вейгела – тоже довольно распространенный кустарник в английских садах. Если пролистать старинные книги, то можно увидеть, что в 17 веке англичане любили высаживать лещину, сирень, бересклет.

Если вам позволяет площадь, можно высадить единичные экземпляры крупных растений. Главное, чтобы они отличались высокой декоративностью. Остальные растения должны стать удачным фоном для солирующих.

Зимний сад во французском стиле

Франция была основателем регулярного стиля. Его отличительные черты – прямые дорожки, ровно подстриженные кустарники, четкая симметрия и порядок.

Такой стиль подойдет для ценителей роскоши, торжественности и парадности. Если вы хотите превратить зимний сад в пространство для приватных бесед, французский сад – лучшее решение.

Для того, чтобы создать французский зимний сад, нужно вспомнить стиль барокко, который родился во Франции, и затем успешно распространился во многих странах.

Отличительные черты этого стиля: мебель с бронзовыми деталями и изогнутыми ножками, дорогие вазы, фарфор, зеркала, обилие цветов и фруктов. Цветовая гамма французского стиля – это сочетание белого, голубого и розового с позолотой. Часто во французских зимних садах можно встретить шкаф для посуды с фарфором и кресло бержер — глубокое мягкое кресло с подлокотниками и высокой спинкой. Растения во французском саду расположены на небольшой возвышенности так, чтобы их было хорошо видно с любой точки сада. Здесь много овощных культур и лекарственных растений. Отличает французские сады и рукотворный порядок во всем. Приверженность природной стихии здесь не приветствуется.

Средиземноморский стиль зимнего сада

Отличительной чертой является легкость и чистота линий. Как правило, это конструкция, примыкающая к зданию с односкатной крышей. Поэтому такой зимний сад часто играет роль веранды или оранжереи. Средиземноморские зимние сады отличаются функциональностью и надежностью. Их обычно рекомендуют людям, ценящим южный колорит.

Характерные черты средиземноморского сада – искусственно состаренная плитка и стены белого цвета. При подборе текстур и фактур необходимо добиться впечатления, будто стены и пол выгорели под лучами жаркого южного солнца. Из элементов дизайна часто в средиземноморских садах присутствуют скульптуры, искусственный водоем, керамические античные вазы, кованый стол со стеклянной столешницей, солнечные часы и перголы, увитые розами.

Общее впечатление от сада можно описать так: теплый, солнечный, ароматный. Он создан для комфорта и отдыха. Особая красота Средиземноморья дала начало этому стилю, где на тенистых патио, окруженных клумбами с пряными травами, можно было спасаться от жаркого солнца. Этот стиль распространился на многие южные страны, и поэтому имеет несколько прочтений — это итальянские сады, сады Прованса и греческие сады. Все они имеют некоторые особенности, но все же объединены под одним флагом.

Читайте также:
Сад камней своими руками на даче: творчество и отдых

Что касается растений, то это конечно же пряные травы – шафран, розмарин, базилик, кориандр, сельдерей. А также лаванда, роза и можжевельники. Растения одинаково хорошо будут смотреться на клумбах, в вазах, в подвесных кашпо и даже в сушенном виде. Также в южных садах всегда были популярны цитрусовые, фисташковые и оливковые деревья и небольшие пальмы.

В наших климатических условиях в открытом саду средиземноморский стиль воплотить вряд ли удастся, а вот зимний сад – отличная площадка для экспериментов.

Японский стиль зимнего сада

Отличается лаконичностью форм и аксессуаров. Асимметрия и обилие свободного пространства также присущи этому стилю. Несмотря на кажущуюся простоту, этот стиль очень сложно реализовать. Необходимо изучить соответствующую литературу и понять философию японского сада.

Например, планировка сада должна быть выполнена строго в соответствии с японской философией. Делается это так: на план сада накладывается сетка из девяти квадратов. Определяются 4 главные точки, которые и будут служить силовыми элементами. Именно здесь и следует сделать акцент. Это может быть дерево, композиция из камней или водоем. Создавая японский сад, нужно помнить о трех основных стихиях – вода, воздух и земля. Правильно спроектированный сад будет служить для вас источником энергии и лекарством от ежедневных стрессов.

Это только с виду японский сад кажется статичным. Японцы считают, что он несет в себе колоссальную энергию за счет постоянного взаимодействия Инь и Ян. Японский сад можно посоветовать людям, любящим тишину и созерцание.

Современный японский зимний сад хорошо подходит для чайных церемоний. Характерный черты – спокойные цвета, неброские растения, камни, покрытые мхом и широкая скамья с навесом. Так как растений в японском зимнем саду немного, их выбор должен быть тщательно продуман. Популярные японские цветы – ирисы и пионы. И конечно, звезда японских садов – сакура. Сегодня на нашем рынке несложно найти адаптированные под наш климат сорта вишен.

Водоем, настоящий или стилизованный, — очень важный элемент в японском саду. Но водоем должен быть непременно с островами. Это тоже часть японской философии. Роль островов могут взять на себя камни. А настоящую воду может заменить сухой ручей из песка или гравия. Обычно возле таких композиций японцы размещают каменные фонарики разного размера.

Восточный или мусульманский стиль зимнего сада

В восточных садах существует четкое разделение площади на квадраты. Источник воды, которая имеет большое значение у мусульман, располагается в центре композиции. Именно от него на 4 стороны света растекается священная вода. Большой квадрат делится на 4 маленьких с помощью растений или дорожек.

Мавританский стиль, являющийся одной из разновидностей мусульманского сада, отличается помпезностью, роскошью и обилием красок. Этот стиль символически делит территорию на «четыре сада»: огонь, воздух, воду и землю. Это разделение лежит в основе мусульманской религии, и олицетворяет присутствие Аллаха в каждой из стихий.

Мавританский стиль сформировался в Испании, которая несколько веков находилась под властью арабов. Такие сады сохранили многие черты мусульманского стиля, однако проявили себя в более свободной композиции.

Этот стиль, также как и регулярный, придерживается четкой геометрии, но в отличие от него сопровождается буйством цветущих растений. В итоге небольшой участок земли действительно превращается в подобие райских мест.

Устройство мавританского сада подчинено нескольким строгим принципам – четкое геометрическое разделение на квадраты, подчеркивание важности и священности воды и обязательное наличие внутреннего дворика.

Кроме того, есть некоторые другие правила, соблюдение которых и отличает этот стиль от других.

Например, струя фонтана должна лишь тихо журчать, не нарушая тишину природы. Бьющие струи олицетворяют разбазаривание священного дара. Сам фонтан должен иметь форму чаши, вазы или кувшина.

Внутренний дворик должен быть непременно закрытым от посторонних глаз. Только хозяева дома и их гости могут наслаждаться природой и прохладой в тени деревьев.

Характерные черты мавританского сада – мраморные лавочки в окружении цветущих кустарников, разноцветная плитка и мозаика, полукруглые арки и полное отсутствие статуй людей и животных.

Зимний сад в африканском стиле

Этот стиль отличает яркий колорит и обилие деталей. Он подходит для очень энергичных людей, которых привлекает динамика и экспрессия. Таинственная Африка всегда ассоциировалась с обилием солнца и пространства. А особая атмосфера магии, мистики и загадок притягивала дизайнеров еще 200 лет назад. Африканский стиль давно пользуется большой популярностью, и сегодня, можно сказать, переживает свое второе рождение.

Для создания зимнего сада в африканском стиле необходимо много природных материалов. Это могут быть деревянные предметы, панцири черепах, слоновая кость, морские раковины, перья экзотических птиц, клыки диких животных, змеиная или крокодиловая кожа. Сама конструкция зимнего сада должна быть выполнена непременно из дерева. Именно так оформляют свои жилища сами африканцы.

Цветовая гамма африканского зимнего сада должна быть выполнена в теплых тонах и вызывать ощущение солнечной саванны. Это могут быть оттенки желтого, оранжевого, красного, коричневого и кирпичного цветов. Черный цвет в небольшом количестве только усиливает впечатление. На полах, как правило, присутствует деревянный паркет, по которому приятно ходить босиком. В современной интерпретации теплые полы – лучшее решение для создания ощущения жаркой африканской пустыни.

Советы по оформлению зимнего сада

    Придерживаясь общего стиля, все же не допускайте однообразия садовых культур. Стилизация естественных картин природы подразумевает разнообразие цвета и фактур. Например, сочетание крупнолистной монстеры с узколистной юккой, или больших шапок гортензий с облаком мелкоцветковых растений считается благоприятным. Если позволяет площадь, соорудите хотя бы небольшой фонтанчик или пруд. Он не только украсит пространство, но и будет служить естественным источником испарения влаги. Старайтесь размещать растения на разных уровнях. Специалисты советуют трехуровневое размещение, когда растения занимают верхний, нижний и средний ряд. Размещение растений с разной формой и текстурой листьев, а также различных оттенков зелени делает общую картину зимнего сада более естественной и богатой. Не стремитесь расположить все растения в непосредственной близости от окон. Иначе растения будут всегда как будто отвернуты от вас. Более предпочтительным в зимнем саду будет расположение мебели у окон. Так вы сможете всегда любоваться и растениями, и внешней панорамой. Хотя бы одно крупное растение в зимнем саду просто необходимо. Если конструкция вашего сада позволяет, растения высотой 2-2,5 м будут очень выигрышно смотреться. Такие солирующие растения лучше располагать в углу комнаты, чтобы визуально не разделять пространство.
Читайте также:
Как сделать бордюры для клумб своими руками

Мебель в зимнем саду должна быть не просто функциональной. Желательно, чтобы она соответствовала общему стилю сада. Поэтому о выборе такой мебели лучше задуматься на стадии проектирования. Обычно набор мебели для зимнего сада состоит из дивана, кресел, стульев и стола, за которым удобно пить чай с гостями. Если вы решились на такое масштабное сооружение как зимний сад, мебели стоит уделить особое внимание. Иначе, любоваться садом будет не слишком удобно.

Водная стена представляет из себя водопад по стеклу. Это эффектное сооружение, по которому ниспадает вода, активно увлажняет воздух в помещении. Это актуально и в жилых комнатах (особенно зимой), и в помещении зимнего сада. Водяные стены значительно улучшают микроклимат и положительно влияют на самочувствие.

Вертикальные сады являются прекрасным способом озеленения пространства, дают большие возможности для творческих экспериментов и позволяют создавать настоящие ландшафтные картины в виде зеленых ковров. Это увлечение начало приобретать популярность в конце прошлого века в странах Европы. Для зимнего сада вертикальное озеленение может стать настоящей находкой. Различные тропические, а также цветущие растения, спускающиеся каскадом или поднимающиеся вверх, необычайно эффектны, быстро создают зеленую стену, сглаживают видимые изъяны строения, многократно увеличивают площадь озеленения и подходят ко многим стилям.

Фото лучших зимних садов

Зимний сад в Сингапуре

Водная стена в аэропорту Сингапура

Кинотеатр в зимнем саду

Зимний сад: 135 фото примеров оформления и варианты уникального дизайна зимнего сада

Суровый климат, характерный для некоторых регионов нашей страны, ограничивает возможности для обустройства настоящего садового участка. Но выход есть! Альтернатива – это создание зимнего сада своими руками. В таком саду можно обустроить место для отдыха, пару кресел и журнальный столик, обеденную зону и просто уютный уголок с обилием цветов.

А зимний сад в доме – это настоящая зона отдыха для гостей и родных.

Содержимое статьи

Что такое зимний сад

Зимний сад представляет собой небольшое помещение закрытого типа, в котором искусственно созданы условия для роста и жизни растений.

В чем-то эта конструкция напоминает теплицу, но имеются серьезные отличия:

  • Зимний сад предполагает наличие комфортной зоны отдыха.
  • Главной задачей служит вовсе не выращивание растений (как в теплице), а создание уютного уголка с ранжированием цветочных культур согласно выбранному стилю интерьера.

Зачастую такие конструкции пристраивают к кухонному помещению, чтобы иметь возможность быстрого перехода внутрь сада.

Требования к устройству зимнего сада

При строительстве зимнего сада учитываются не только эстетические особенности, но и технические характеристики. Требования, предъявляемые к устройству помещения:

  • Герметичность каркаса. Кроме элементов системы вентиляции, обшивка конструкции не должна пропускать холодный воздух в помещение, особенно это актуально для климатических зон с суровым климатом. Некоторые цветочные культуры требовательны к температурному режиму и особенно к его постоянству.
  • Достаточная вентиляция воздуха. Сохранение естественной циркуляции в помещении – главная задача при строительстве зимнего сада.
  • Хороший обогрев в помещении.
  • Система светового контроля. В осенне-зимний сезон обязательна подсветка, так как многим растениями нужен определенный интервал светового дня.

Сочетание всех этих факторов должно помочь избежать парникового эффекта, добиться эффективного автоматического переключения режимов освещения и вентиляции воздуха.

Видов зимних садов

В зависимости от формы и назначения, все зимние сады делят на следующие варианты:

Жилой сад

Такую модель обустраивают непосредственно в жилом доме, подводя показатели микроклимата до устойчивых характеристик. В саду много элементов мебели, при помощи растений площадь разделена на функциональные зоны (столовую, зону отдыха).

Сад в форме оранжереи

По виду и своему назначению действительно напоминает оранжерею, основная задача которой – эстетическая функция.

В таком помещении показатели микроклимата устроены только для комфортного роста растений. Мебели и жилых зон модель не предусматривает.

Буферный сад

Чаще всего представляет собой пристроенный к дому зимний сад. Каркас помещения имеет множество дверей, больших открывающихся окон, предназначенных для доступа свежего воздуха. Иногда буферный сад обустраивают только на определенный сезон, учитывая особенности роста и цветения садовых культур.

Каждый вид зимнего сада интересный, имеет свои особенности по уходу и эксплуатации.

Устройство зимнего сада

При формировании конструкции зимнего сада важно учитывать все особенности и технические характеристики: выбор места расположения, материалы для каркаса и кровли, способ отопления, устройство системы вентиляции. Кроме того, заранее стоит продумать стиль интерьера, и в зависимости от стиля, заниматься декоративной отделкой.

Выбор места расположения

В первую очередь, при строительстве стоит учитывать особенности конструкции несущих стен и прочности цоколя дома.

Если абсолютно любая стена подойдет для размещения пристройки, ориентируемся на следующие показатели:

  1. Расположение на южной стороне. Преимущество: в зимнее время года быстро прогревается помещение. Минус – летом воздух в помещении легко перегревается, а растениям требуется защита от солнечных лучей и дополнительный полив.
  2. Расположение на северной стороне. Существенный недостаток заключается в быстрой потере тепла из помещения, поэтому потребуется хорошая система отопления.
  3. Расположение на восточной и западной стороне идеально для создания комфортного микроклимата. При устройстве сада в этих направлениях достигается баланс между потерями тепла и его поступлением.

При выборе места расположения зимнего сада учитывайте состав цветочных культур, требования к уходу за растениями.

Выбор формы помещения

Форма конструкции имеет только эстетическое значение, поэтому зависит от пожеланий владельца и стиля интерьера. На сегодняшний день самые известные формы для помещения сада:

  • Классический квадрат.
  • Прямоугольник.
  • Округлое помещение.
  • Многоугольное строение. Сложная конструкция, но в результате образуется достаточно естественных ниш для размещения садовых культур.
  • В виде коридора. Для некоторых владельцев строительство зимнего сада сопряжено с недостатком квадратных метров, поэтому длинное и узкое помещение для сада – отличный выбор.

Для каждой модели существуют готовые строительные схемы, найти которые можно в журналах по ландшафтному дизайну и практическому строительству, а также в каталогах готовых садов в строительных магазинах (например, в Леруа Мерлен).

Читайте также:
Панно на стену своими руками: идеи, мастер-класс

Выбор формы крыши

Форма кровли подбирается в соответствии с формой каркаса помещения. Выделяют следующие модели крыши:

  • Односкатные модели.
  • Двускатные крыши. Первые два варианта подойдут для устройства на квадратных и прямоугольных каркасах. Наиболее простые в практическом исполнении и последующем уходе.
  • Многоугольная конструкция с пятью лучами. Используется для размещения на остове округлой формы. Сложная модель, строительство которой потребует обязательной помощи профессионального строителя.
  • Комбинированная прямоугольная с дополнительными лучами. Этот вариант используется для помещений больших размеров, где имеется переход к оранжерее и собственно сама оранжерея.

Выбор кровли зависит не только от формы подлежащего каркаса, но и от финансовых возможностей владельца сада, его личных предпочтений, общего стиля интерьера.

Очарование заснеженного сада: что радует нас зимой

Смена времен года дает саду возможность постоянно преображаться. Он всегда в движении — от одного сезона к другому. При этом грамотно спланированный участок хорош в любую пору: и весной, когда природа только просыпается и радует нас первоцветами; и летом, когда он утопает в пышном великолепии цветников; и осенью, ярко увядая; и в межсезонье, когда выпавший снег создает совершенно особенную картинку, так непохожую на привычный облик летнего сада.


Первый снег преображает сад. Фото автора

Лаконичность и монохромность зимней декорации делают определенные вызовы и задают особые условия хозяевам. Тем требуется проявить незаурядную фантазию, чтобы внести новые декоративные решения в свой зимний сад. При условии, конечно, что хозяева бывают в своем саду зимой. (Ведь не секрет, что многие прощаются со своими любимыми сотками до весны.)

Заколдованный мир

Снег скрывает огрехи самодельного дизайна. Парники, грядки и клумбы покрыты в это время глубокими сугробами, и можно только догадываться, чтó там было летом. Всякий хлам, который непременно присутствует в каждом саду, тоже оказывается скрыт снегом. Пышное белое покрывало, укутывающее сад, создает удивительную по красоте картину.


Зимний сад в сумерках. Фото автора

Но только на первый взгляд может показаться, что зимой сад являет собой унылое зрелище. Это не совсем так. В первую очередь — потому, что тут присутствуют не только белые и черные краски. Сверкающая белизна сугробов дополняется цветными акцентами, например ягодами барбариса, аронии и калины, которые не успели обнести нахальные дрозды-рябинники.


Плоды барбариса, аронии и калины создают яркие акценты и привлекают птиц. Фото автора

Желтые сережки ольхи, алеющие гроздья рябины и розовые «жемчужины» снежноягодника притягивают к себе взгляды.


Желтые сережки ольхи и розовые «жемчужины» снежноягодника притягивают к себе взгляды. Фото автора

Зима — время торжества дерена белого с красными побегами. Зимой его посадки приковывают взгляд.


Красные побеги дерена белого особенно эффектны на фоне снега

Зимой в саду обнажаются четкие линии построек и скромного штакетника, которые живописно дополняются графикой оголенных деревьев и кустов, припорошенных снегом. В это время года свою лепту в декор вносят садовая мебель, скамейки и малые архитектурные формы — всевозможные арки, решетки и перголы.


Зимняя графика сада. Фото автора

Тут важна каждая деталь. Если летом многое скрывается и оформляется зеленью, то в зимнее время все на виду: и поломанный забор, до ремонта которого никак не доходят руки, и видавшая виды некрашеная деревянная калитка, и собранные где-то в углу дрова, и заброшенный мангал. Снег способен создавать из них настоящие арт-объекты.


Дрова и скромный штакетник зимой выглядят совершенно иначе. Фото автора

Незаменимые хвойные

Первую скрипку в декоре зимнего сада, без сомнения, играют вечнозеленые растения. Хвойные — главный цветовой акцент в однообразном заснеженном пространстве.


Пихта с шишками — эффектное украшение заснеженного сада. Фото автора

Причем цвет хвои у них может быть самым разным, даром что их называют вечнозелеными. Тут и сизые, и пепельно-голубые, и золотистые или бронзовые оттенки.


Цвет хвои может быть самым разным

Также разнообразны и формы: они могут быть колонновидными, пирамидальными, веретенообразными, круглыми или в виде яйца, а также вовсе не иметь четкости. Но предпочтение следует отдавать высокорастущим деревцам с колонновидной или плакучей формой кроны, поскольку распростертые и карликовые разновидности спрячутся под снежным одеялом.


Распростертые и карликовые разновидности спрячутся под снежным одеялом

Стоит заметить, что обычные сосны и лиственницы для маленького сада не годятся: они будут излишне монументальны. Последние к тому же теряют иголки к зиме и не представляют никакой декоративной ценности в этот период.

Выбор хвойных растений в настоящее время чрезвычайно широк. При современном ассортименте, доступном нам, вариантов превеликое множество. Хотите елку? Известная всем достаточно пафосная голубая «кремлевская» ‘Glauca’, которая вырастает высоким деревом, не годится для стандартного сада в 6 соток.


Очаровательная молодая елочка спустя время превратится в гиганта

Для маленьких подворий в качестве солитера подойдет невысокий сорт ‘Hoopsii’ c сизо-голубыми иглами. Существует ель обыкновенная сорта ‘Inversa’, у которой живописно свисают побеги. В качестве доминанты можно также посадить и ель сербскую с необычной хвоей: сверху она темно-зеленая, а с изнанки — бело-голубоватая. Красота этого 4-метрового дерева дополняется яркими фиолетово-пурпурными блестящими шишками. Фиолетовыми шишками славится и пихта корейская. Правда, ждать их придется лет эдак 10 (растет очень медленно).


Ель сербская чрезвычайно декоративна

Из можжевельников предпочтительны растения пирамидальной и колонновидной форм, такие как ‘Skyrocket’, ‘Hibernica’, ‘Blue Arrow’. Можжевельник обыкновенный ‘Wallis’, куст которого имеет вазообразную форму и вертикальные побеги со свисающими кончиками, выглядит исключительно декоративно. Хвоя у него летом серо-зеленая, а зимой становится бронзовой.


Крупный можжевельник украсит зимний сад

Но самым правильным выбором все-таки станет посадка туй. Это, во-первых, сравнительно быстрорастущая культура, а во-вторых, они не подгорают весной в отличие от можжевельников и кипарисовиков — весьма ценное качество.

Среди них существует огромное количество сортов на любой вкус и кошелек от миниатюрных до внушительных «великанов». Хочется отметить следующие.

  • ‘Pyramidalis Compacta’ с темно-зеленой хвоей хороша в качестве доминанты.
  • ‘Cristata’ славится необычными веерными побегами в форме гребешков, которые растут по спирали.
  • ‘Smaragd’ — изумрудный сорт. Уместен и в качестве солитера, и в смешанных композициях. Кроме того, он идеально подходит для создания топиари и превращения его в произведение садового искусства, но это уже высший пилотаж в декорировании сада!
Читайте также:
Сухой ручей: имитация водоёма из камней и цветов

В нашем маркете вы можете выбрать хвойные растения для своего участка. Загляните в раздел Хвойные деревья и подразделы Саженцы туи, Можжевельники, Саженцы тсуги и др.

Обратите внимание на садовую редкость — тсугу канадскую ‘Pendula’, изящное невысокое деревце с повислыми ветвями. Будет чем любоваться в заснеженном саду!


Самым правильным выбором станет посадка туй

Но перечисляя эти виды и сорта, хочу предупредить, что не стоит сажать их все одновременно. Нужно проявить определенную избирательность, сто раз подумать, прежде чем решиться на покупку. Может так статься, что все они, достойные восхищения по отдельности, будут соперничать друг с другом, а сад окажется перегруженным.

Как считают авторитетные ландшафтные дизайнеры, хвойных в саду должно быть не более половины от числа всех растений. Лучшим решением может стать посадка нескольких экземпляров одного и того же вида в разных уголках сада, но с таким расчетом, чтобы их было видно одновременно с любой точки обзора.


Хвойные можно интересно сочетать

Рукотворные элементы декора

Все вышесказанное относится к природным декоративным элементам. Но и человек способен преобразить зимний облик сада, превратив его в настоящую сказку. В первую очередь — за счет освещения. День зимой короток, а нарядные гирлянды из светильников сделают сад поистине волшебным. А как замечательно смотрятся яркие новогодние елочные шары, подвешенные тут и там на ветках деревьев!


Новогодние шары расцвечивают сад. Фото автора

Налепите с детьми снеговиков, устройте конкурс на лучшую «скульптуру». Если зима случится морозной, они будут украшать ваш сад до самой весны.


В морозную зиму снеговики будут оживлять ваш участок до самой весны. Фото автора

Даже утилитарные защитные колпаки для хвойных смогут украсить сад зимой. Порой их можно принять за сказочных гномов, которые заглянули к вам в гости и застыли на морозе в немом восхищении.


Зимняя сказка с гномами. Фото автора

Развесьте на деревьях кормушки. Они не только добавят саду самобытности, но и будут крайне необходимы зимующим птицам.


Кормушки помогут птицам пережить зиму. Фото автора

В заключение хочу сказать, что сейчас, долгими вечерами, самое время поразмышлять о том, как сделать свой зимний сад более декоративным. Подумайте, как можно улучшить структуру сада, какие фактурные растения стоит посадить, что сможет добавить цвета к строгой гамме заснеженного участка. А затем составьте к весне план действий и посадок, руководствуясь этими целями.

На нашем сайте вы можете прочитать и другие материалы на эту тему:

  • Как добавить красок зимнему саду
  • Снег на даче — друг и враг
  • По канонам сезона: оформляем сад зимой

Учитывать ли снег в дизайне дачи? Как это делать правильно

На бОльшей части нашей страны снег лежит большую часть года, поэтому он не может не играть в дизайне дачи большую роль. Планируя постройки, разбивку сада, стоит учитывать и то, как они будут выглядеть в зимнем пейзаже. Снег – это основное украшение дачи: пространство, формы, освещение – всё это будет иметь важное значение того, каким будет участок в холодное время года. Это имеет и большое практическое значение в хозяйстве. То, что летом кажется правильно возведённым и посаженным, зимой оказывается под угрозой разрушения.

Зимой садовое пространство зрительно сужается: дорожки покрыты снегом, скаты крыш окружены сосульками. Куда складывать собранный снег, не будет ли снежный покров с крыш падать на соседний участок, не повредятся ли кроны деревьев и каркас теплицы от обильных осадков – все эти нюансы зимы необходимо продумывать ещё в момент строительства сооружений и установки хозяйственных и малых архитектурных сооружений.

Снег в дизайне дачи имеет большое практическое и эстетическое значение

Снег в дизайне дачи: практика

Дорожки

При планировании участка на придомовую территорию закладываем широкие дорожки. Их мощению уделяем особое внимание. Дорожки сыграют роль артерий между важными для дачника объектами не только летом, когда важно иметь достаточный размер дорожек для работы: проезда тачки, например, или прохода к грядкам, но и зимой. Они должно быть добротным, нескользким, плотно уложенным.

Одна сторона (противоположная от дома) должна быть свободна от деревьев и кустарников – здесь будет складываться снег, если нельзя будет вывести или вынести за пределы участка. Не планируйте дорожки там, куда может скатиться снег с крыши, чтобы освободить себя от лишней работы по очистке.

Дом и хозблоки

Месторасположение зданий играет огромное значение при возникновении зимних проблем. Сорванные водосточные желоба, разрушенные теплицы, упавший на участок соседей снег – это недостатки планирования и качества конструкций. Если вы не проживаете постоянно в доме, при снежной зиме наведаться на дачу необходимо несколько раз: лучше понемногу сбрасывать осадки с построек, чем ждать, когда под тяжестью рухнут глыбы льда, которые послужат причиной серьёзных разрушений и несчастных случаев.

Если же изменить в постройке какие-либо конструкции нельзя, то на помощь придут снегозадержатели. Они отсекают массы снега, дробят: часть осадков потихоньку скатываются на землю, другие куски остаются на крыше и затем постепенно тают под лучами солнца. Для теплиц легкой конструкции необходимы дополнительные подпорки, которые можно заказать сразу при изготовлении сооружения, или сделать самим. Если зимы в вашем регионе снежные, во избежание прогиба теплицы сразу выбирайте прочный каркас и качественное покрытие.

При возведении дома стоит учитывать все нюансы снежной зимы и оттепели

Посадка и уход за деревьями

Большое количество снега, в особенности сырого и липкого, грозит гибелью или повреждениями для деревьев. Тяжелее всего хвойным: ветви-«лапки» собирают по несколько килограммов сугробов. Да и плодовые страдают не меньше: если под тяжестью снежной шапки согнутся ветки, то в дальнейшем пойдёт их деформация – гарантированы разломанные, расщепленные деревья, подверженные болезням. Поэтому ещё до начала сезона кроны кустарников и небольших деревьев обвязывают шпагатом поверх укрывного материала. У раскидистых особей придётся почаще встряхивать снег.

Читайте также:
Французский огород: шик и чистота на дачном участке

Провода

Обильный снегопад или обледенение могут оборвать электропровода. При планировке сада стоит учесть местоположение столбов и не выращивать поблизости деревья. Именно они, ломаясь под тяжестью снега, чаще всего становятся причиной обрыва. И конечно же, на любой даче, даже в комфортных бы, казалось, условиях, необходимо иметь запас свечей, нагревательных приборов, спичек и минимальный набор припасов. Бывает и так, что выехать и даже выйти с территории отдыха не представляется возможным всего за одну ночь – с природой не поспоришь.

Убранный снег на участке может пригодится как превосходный теплоизоляционный материал для растений

Уборка и задержка снега

Это основная работа садовода- дачника зимой. Не только расчистить тропинку к дому, но и позаботиться о цоколе вокруг зданий, освободить периметры построек от снега, удалить сосульки и глыбы – иначе при таянии вода попадёт в погреб, подвалы и т.д. При этом надо подумать о системе снегозадержания на самом участке. Снег очень важен для будущего урожая. При малом количестве осадков или нестабильной погоде, когда термометр скачет от плюсовой к минусовой шкале, сугробы над растениями или озимыми культурами придётся формировать самим. Особенно полезно оттаптывать снежный покров под плодовыми деревьями, таким образом формируя защитный и водонакопительный слой.

Только под толстым снежным «одеялом» можно спасти многолетники от морозов и солнечных лучей. А весной растаявший снег напоит полезной талой водой землю. Но географические особенности участка важны при этом. Если он расположен на склоне или в низине, то снег задерживают с учётом всех нюансов – роют горизонтальные канавки или организуют дренаж, иначе вместо плодородного слоя получите размывшийся или затопленный грунт.

И ещё один немаловажный фактор: снег хорош в рыхлом виде, он позволяет зимующим растениям в полной мере получить кислород. Сильный наст, ледяная корка губительны для газона, озимых. Поэтому в такие дни необходимо делать отверстия в снегу или, если территория небольшая, постараться разбить вилами ледяную поверхность.

Снег в дизайне дачи: эстетика

Зимой любой участок визуально сужается, поэтому важно зрительно его увеличить. При разбивке сада надо помнить, что высаженные в середине газона деревья не прибавят пространства. Лучше высаживать длинномеры вдоль забора: в ширину или длину – зависит от конфигурации участка и того, что хочется сформировать – ромб, квадрат, прямоугольник. Площади в виде квадрата и круга кажутся крупнее.

Размещение архитектурных объектов или зон отдыха имеет большое значение для восприятия не только летом, но и зимой. Ведь в холодное время года уже ничто не отвлекает от созерцания тех или иных предметов – скульптур, деревьев, барбекю, беседок. И тогда начинаешь понимать, в чём недостатки или достоинства размещения всех этих объектов.

Композиция зимнего сада складывается также из того, что находится за его пределами

Композиция сада складывается не только из того, что располагается на территории сада, но и за его пределами. Например, близость леса станет основополагающим фоном для визуального восприятия природной красоты.

Создавайте красоту на участке с учетом зимнего пейзажа. Например, берёзки в палисаднике в холодное время года создадут архитектурную ажурность и хрупкость. А живые изгороди под снежным покровом дарят плавность линий. Посадите яркие и броские плоды рябины или снежноягодника – они будут создавать акцент и привлекать к себе внимание.

Именно зимой понимаешь, что красоту снежноягодника или рябины

То, какими деревьями будет богат сад, решать, конечно же владельцам

У каждого вида есть плюсы эстетического оформления. Хвойные деревья, посаженные плотно, дадут эффект стены и изоляции. Так что, если захочется почувствовать себя отшельником в густонаселённом обществе, то ели и сосны как нельзя лучше подойдут в роли стражников покоя.

Но в таком обилии вечнозелёных поздней осенью или в ненастный день хмурое настроение обеспечено надолго – проникновение света затруднится. И напротив, лиственные приобретают некую графичность и прозрачность именно зимой. А если выбрать деревья, которые до глубокой осени держат листву (айва японская, сирень обыкновенная), семена с плодами (барбарис, калина, клён, белая акация), красивую крону (ива, боярышник), то выглядывать из окна или гулять по саду станет очень приятным занятием.

Зимние посиделки раскрывают дизайн сада с другой стороны

Туи, можжевельники и тисы помогут поддержать эффект ухоженного сада в любой сезон. И зимой и летом одним цветом, но какие красивые эти растения под пышным белым покровом. Только не забывайте периодически их оттряхивать от больших снежных шапок, чтобы не повредить ветки.

Сочетание хвойных, лиственных деревьев, кустарников помогут создать уникальную композицию сада, и снег в дизайне дачи сыграет роль связующего материала. Зимнюю сказку создаёт природа, но помочь ей в этом в наших силах. И тогда приезжать на дачу в студёную белую пору захочется не только для того, чтобы поработать, но и полюбоваться великолепием царства Матушки Зимы.

О роли снега в жизни растений

Последние две зимы 2010 и 2011 гг. отличились очень высоким снежным покровом: до 50-70 см. В предыдущие годы, напротив, он был слабым, морозы чередовались с оттепелями. С одной стороны, снег – наиболее надежный укрывной материал, с другой нередко виновник порчи и даже гибели растений. Давайте разберемся, что же он для нас – друг или враг?

Когда СНЕГ – ДРУГ

Зимой температурные условия на поверхности почвы имеют исключительно важное значение для жизни плодовых, ягодных и многолетних растений. Три фактора определяют зимой температуру почвы и степень благоприятности или неблагоприятности зимовки. Первый фактор – срок стабилизации снежного покрова. Если температура почвы около 0 °С (или выше) действует положительно на корни, то такая высокая температура может неблагоприятно отражаться на состоянии надземной части, вызывая подопревание вишни, сливы, абрикоса и ряда других растений. Для земляники такая температура вполне благоприятна. У нее полностью сохраняется листовой аппарат, а с наступлением теплой погоды она начинает вегетировать. Однако при значительном повышении температуры возможно подопревание ее кустов. В целом, если снег ложится на непромерзшую землю и его слой стабильно нарастает, это предвещает благополучную зимовку. Второй фактор – высота снежного покрова. Третий – плотность. Укрытые снегом растения чувствуют себя тем более в безопасности, чем выше снежный покров и меньше его плотность. Снег – плохой проводник тепла и защищает почву от охлаждения тем лучше, чем он рыхлее.
Высота снега в 70-80 см почти полностью изолирует почву от холодного воздуха. Благодаря снежному покрову, колебания температуры воздуха оказывают влияние на зимовку растений в гораздо меньшей степени.

Читайте также:
С помощью подручных материалов легко украсить дом к сезонному празднику

Высота снега менее 5 см способствует большему охлаждению почвы, чем даже его полное отсутствие. Обусловлено это тем, что такая высота снега не препятствует потерям тепла из почвы на излучение, и в то же время полностью отражает солнечные лучи.

Малоснежные морозные зимы опасны для растений. Возможна гибель ряда плодовых, кустарниковых и ягодных растений из-за подмерзания корней при полной сохранности надземной части. Кроме того, в результате сжатия от охлаждения почва растрескивается, что приводит к разрыву корней.

Отсутствие снега в саду опасно не только повреждением корней, но еще и тем, что почва глубоко промерзает, медленно прогревается весной и плохо поглощает талые воды. При отсутствии снега почва промерзает до двух и более метров.

Корни растений, находясь в охлажденной почве, медленно поглощают влагу, что угнетает их развитие. Кроме того, в такой почве ослаблены микробиологические процессы. Их усиленное развитие передвигается на вторую половину лета. В целом это ухудшает подготовку растений к следующей зимовке. На почвах, глубоко промерзающих, восстановление поврежденных растений идет плохо. Корни не в состоянии подать надземным органам нужное количество питательных веществ и воды. Растения с частично поврежденными корнями развиваются слабо. Они не могут полностью использовать весенние запасы влаги. Кроме того, нарушается интенсивность поступления питательных веществ, особенно азота и фосфора. Низкие температуры почвы способствуют затягиванию вегетации растений. Более высокая температура почвы весной на участках со снегонакоплением благоприятно отражается на развитии растений.

Ветви и стволы плодовых и ягодных растений вносят существенные изменения в температуру снежной толщи и своих тканей. В силу того, что древесина обладает большей теплопроводностью, чем снег, то по стволу холод проникает быстрее, чем через толщу снега. Из веток и ствола уносится много водяных паров, способствующих образованию пустот и полостей. В результате ветви обвисают, и нередко под тяжестью снега ломаются среди зимы.
Снег оказывает большое влияние и на улучшение водообеспеченности растений. Даже в самые благоприятные годы осенние осадки (если не проводился влагозарядковый полив) увлажняют почву лишь на 20-30 см и очень редко на 50-70 см. А в прошедшую осень из-за сухой погоды все растения испытывали недостаток влаги. Талые же воды промачивают почву на глубину до метра и более. Поэтому в течение зимы нужно стараться накопить на своих садовых участках максимально возможное количество снега, с тем, чтобы получить весной максимально большой запас талой воды. Роль талых вод в жизни плодовых и ягодных растений особенно велика даже при благоприятной по осадкам осени. Обильное увлажнение в первую половину вегетации имеет для растений исключительно важное значение. При наличии почвенной влаги они своевременно проходят все фазы развития, и осадки второй половины лета не вызывают новых ростовых процессов. Такие растения своевременно подготавливаются к зиме и лучше зимуют. Достаточная обеспеченность растений водой в начале лета способствует лучшему их восстановлению в случае зимних повреждений. При хорошем промачивании почвы сада талыми водами ее не следует специально поливать до середины июля, а если стоит прохладная погода, то и несколько дольше.

Многочисленными исследованиями установлено, что талая вода обладает хорошим стимулирующим действием, что очень полезно не только для роста корневой системы растений, но и при подготовке к посеву семян и посадке черенков. Некоторые из таких мероприятий происходят автоматически при стратификации семян и хранении черенков под снегом при его таянии. Зимние прививки плодовых также наиболее успешно растут после их хранения в снежном бурте в момент его таяния.

Исследованиями ряда ученых установлено, что в снегу содержатся питательные вещества, причем иногда в значительных количествах. На 1 кг снега приходится до 7,4 мг азотистых соединений. Особенно много содержит азотистых соединений иней. И не случайно существует народное утверждение, что иней удобряет почву. Нетрудно подсчитать, какое огромное количество азотистых соединений ежегодно поступает в почву сада с талой водой. В снеговой воде содержится азота от 20 до 55 мг/л. Можно даже заметить, что на участках с достаточным снегонакоплением растения отличаются темно-зеленой окраской листвы.

Когда СНЕГ – ВРАГ

На поверхности снега складывается своеобразный температурный режим, резко отличающийся по сравнению с вышележащими слоями воздуха.
Суть его состоит в том, что здесь растения испытывают наиболее низкие и наиболее резкие колебания температуры. Как правило, на поверхности снега бывает на 5-9 °С холоднее, чем в воздухе. Наибольшее охлаждение поверхности снега достигается при тихой безветренной погоде. При облачной погоде, тумане и ветре температура поверхности снега бывает даже выше, чем в воздухе. Если в ночное время температура на поверхности снега ниже, чем в воздухе, то днем она поднимается и превышает температуру воздуха. В воздухе, на некотором удалении от поверхности снега, температура не имеет таких резких перепадов. Резкая смена температур на поверхности снега приводит к сильному подмерзанию и вымерзанию коры, камбия и древесины. Эти повреждения имеют резко выраженную нижнюю границу, проходящую по линии снега в момент наибольшего похолодания. Вверх по стволу они не распространяются более чем на 20-40 см. Выше такого повреждения ствол остается вполне здоровым. Растения с подобным типом повреждений начинают распускание почек, но затем усыхают. При частичном подмерзании тканей растения также заметно страдают, что внешне проявляется в задержке распускания почек, цветения и образовании мелких листочков. Часто от таких повреждений страдают крупноплодные штамбовые сорта яблони и груши, не пригнутые черноплодная рябина, малина и другие культуры.

Читайте также:
Мавританский газон: плюсы и минусы, посев

Снег крупными тяжелыми комьями скапливается на ветвях деревьев. В оттепели он уплотняется, а при последующих заморозках примерзает к ветвям «намертво», ветви не выдерживают этой тяжести, гнутся и порой ломаются, что особенно опасно для хвойных. Так как в сильные морозы хрупкость древесины увеличивается, это грозит, кроме того, микротрещинками, разрывами коры. Оледенелости могут отрываться с кусочками веточек, обдирая хвою. Весной и летом это будет заметно – поврежденные веточки засохнут.

Совет. После обильных снегопадов при скоплении снега на ветвях следует осторожно стряхивать его с кроны. Это надо делать очень аккуратно, спокойно, «мягким» шестом, обмотанным тканью, чтобы не повредить кору и хвою. В противном случае, вреда, то есть сухих веточек весной будет значительно больше, нежели вообще не выполнять стряхивания. При переменчивой погоде – чередовании заморозков и оттепелей нужно особо следить и не допускать скопления снега в кроне. Когда же оледенение веток случилось, то что-либо делать уже поздно. Разумнее смириться с естественным ходом событий.

Снег разламывает крону. C низкими шаровидными туями (сорта Globosa, Danica, Salaspils, Hoosery) и у прямостоячих видов и сортов с кроной из нескольких стволов (например, Wagnera) происходит несколько иное: снег набивается между ветками и разламывает крону, и даже если до таких крайностей не доходит, сама крона утрачивает правильную форму.

Совет. Молодые растения и маленькие по размеру виды и сорта несложно укрыть (обмотать) полотном, а еще лучше накрыть цельным мешком и обвязать веревкой. Таким образом, снег вообще не проникнет внутрь кроны. Взрослые крупные экземпляры обвязывают мягкой веревкой и сверху укрывают мешком, который снова фиксируют веревкой. Кроме защиты от снега, полотно сохранит хвою от солнечных ожогов в конце зимы. Так следует поступить с кустиками самшита, тисом, рододендронами с компактной кроной.

Снег на штамбовых деревьях и вечнозеленых кустарниках. На укрытиях незимостойких хвойных и рододендронов определенное количество снега необходимо для утепления, но когда его слишком много, укрытие может раздавить растение.

Совет. Привитые в штамб плакучие формы и вечнозеленые кустарники (магония, падубы, рододендроны, самшиты) нужно также оберегать от снега. Сразу после снегопада обходите все посадки и аккуратными ударами шестом по веткам сбрасывайте уплотненные снежные залежи и разрушайте комья внутри кроны. Не дожидайтесь «аварий», сбрасывайте снег по мере накопления, пока он еще рыхлый. Кроме того, под основания кустов рододендронов, прикрытых сверху шалашиками, не помешает подсыпать рыхлый снег для утепления корневой системы.

Снег с дорожек. Если его чистят лопатой, то отброшенный, он сильно уплотняется. Этому способствуют еще и чередующиеся оттепели и морозы, которые приводят к образованию ледяных корок в толще и без того плотного сугроба. В результате растения под этим плотным ледяным панцирем «задыхаются» и рискуют подопреть во время оттепели.
Особенно страдают травянистые почвопокровные многолетники (камнеломки, очитки, живучки, чабрецы и им подобные), а также прилегающие к дорожкам участки газона. Эти повреждения станут заметны только весной – в начале лета. К сожалению, они необратимы, хотя в некоторых случаях образовавшиеся проплешины затягиваются отрастающими молодыми побегами, но происходит это крайне медленно, а пока «язва» не залечится, вид у пострадавшего места будет непривлекательным.
Часто к таким повреждениям приводит уплотнение сугроба над газоном в результате прокладки зимних тропинок поверху, лыжни или продавленной машиной колеи. Казалось бы, чем может повредить снеговик, ледяная горка или снежная крепость? Но газон и цветники бывают чувствительны и к таким нагрузкам.
Под накиданным снегом могут оказаться также мелкие кустарники, они тоже помнутся и поломаются. Также при уборке снега надо следить за полоской растений, непосредственно примыкающих к дорожке. Ни в коем случае не следует оставлять ее свободной от снега: в этом случае вымерзание травянистых растений или газона гарантировано.

Совет. Искусственные сугробы нужно разбрасывать, не допуская их уплотнения. Ни в коем случае не сбрасывать на снег под посадками уплотненные пласты с дорожек и крыш, сосульки и куски льда. Помните, что использование соли и других противоледных реактивов приводит к сильному засолению почвы и неизбежной гибели растений, после которой простой пересадкой не обойтись — вся верхняя часть грунта потребует замены.

Грызуны. Если на снегу заметны следы грызунов, следует провести отаптывание посадок на расстоянии около 50-60 см от ствола. Прежде всего, это касается сирени, миндаля трехлопастного, декоративных яблонь. Смысл этой операции — перекрыть ходы мышей и водяных крыс вокруг стволов деревьев и кустарников с привлекательной для грызунов корой. Эту процедуру необходимо проводить 3-4 раза за зиму. Но лучше было еще с осени обмотать стволы старыми колготками.

Эстетические факторы и основы композиции в ландшафтном дизайне

От эстетического совершенства окру­жающей среды зависит гармоничное развитие личности. Художественное начало одухотворяет труд, украшает быт, облагораживает человека. Немалую роль в этом играют сады и другие озелененные пространства — неотъемле­мые ландшафтные элементы.

Воспринимая природный пейзаж, че­ловек ищет в нем особенности, гармони­рующие с его деятельно­стью, индивидуальной жизнью, настрое­ниями, переживаниями. Следовательно, для удовлетворения этих человеческих духовных потребностей каждое произведение ландшафтного искусства должно быть в первую очередь обращено к человеку и рассчита­но на положительное воздей­ствие. Поэтому в основе формирования архитектурно-ландшафтного ансамбля находятся закономерности пре­красного, взятые у природы, с учетом эстетических и психологических потребностей челове­ка.

Особенности зрительного восприятия

Эмоционально-эстетическая реакция людей в определенной ситуации отражает в первую очередь соответствие или несоответствие воспри­нимаемого объекта их актуальным потребностям.

Восприя­тие зависит:

  1. от принадлежности человека к опреде­ленной возрастной и социальной группе;
  2. от его ценностной ориентации, образа жизни, традиций, нравов и обычаев в данной местности;
  3. от настроения;
  4. от вида занятий человека, его преобладающих форм отдыха.

Виды восприятия:

  1. целенаправленное, предна­меренное, с динамическими формами движения или показа элементов приро­ды, архитектуры, искусства (экскурсии, движение к определенным объектам, осмотр объектов и т.д.);
  2. непреднамеренное (непроизвольное), при котором нет заранее поставленной цели.
Читайте также:
Дизайн маленького участка: решения для планировки

Наиболее специфическими для ланд­шафтного проектирования факторами зрительного восприятия являются:

  • условия ориентации в природ­ном ландшафте;
  • динамика естественной освещенности и подвиж­ность колорита.

Роль времени наблюдения в ландшафтном дизайне

Решающее влияние на степень детальности рассмотрения объ­екта, а следовательно, глубину познания его содержания оказывает время осмот­ра . В процессе восприятия сознание человека стремится распознать содержание пейзажа путем детального осмотра наиболее важных его компонентов.

По мере уменьшения времени зритель­ного восприятия сокращается площадь осмотра пейзажа за счет исключения компонентов второстепенной важности, поэтому чем меньше возможное время осмотра, тем выразительнее и ярче должна быть композиционно подчеркну­та разница между главным и второсте­пенным. Расположение главных эле­ментов должно быть ритмичным, ком­пактным и легко усваиваться созна­нием зрителя на фоне общей кар­тины.

Избыточное количество информации также не спо­собствует благоприятному воздействию парковой композиции на зрителя, по­скольку часть ее оказывается не воспринятой и не осознанной. В резуль­тате снижаются оценки декоративно­художественных качеств пейзажа, он плохо запоминается. Из психологии известно, что количество объектов, одномоментно удерживаемых в кратковременной памяти человека, не превышает 7 (±2), поэтому наиболее оптимальны ландшафтные композиции с 5-6 акцентами (узлами) .

Пределы зрительного восприятия влияют на общее восприятие простран­ства, особенно в зонах, огражденных плотной «стеной» высокоствольной зелени:

  • пространства, размеры которых не превышают 25 м, создают впечатление интимности;
  • пространства, размеры которых пре­вышают 140 м, с давних времен воспринимались как очень большие (гипертрофиро­ванные).

Роль освещения в ландшафтном дизайне

Характер освещения непосред­ственно влияет на настроение человека, выбор им места для отдыха (вспомним, как притягивает нас залитая солнцем поляна при выходе из темной чащи и т.п.). Скользящие лучи солнца на рассвете, яркое солнце днем, закаты, вечерние сумерки, лунное освещение, пасмурные дни и туманы кардинально изменяют выражение ландшафта и условия его зрительного восприятия.

Светотень выявляет форму, пластику, фактуру предметов, во многом определя­ет цветовое восприятие окружения и является одним из важных факторов архитектурно-ландшафтной компози­ции.

Из всего многообразия условий есте­ственного освещения можно выделить наиболее типичные, специфически влия­ющие на восприятие ­ландшафтной композиции, а именно:

  1. дневное солнечное освещение;
  2. рассе­янное, диффузное – в пасмурный день, туман, дождь.

В ясную погоду территория и находящиеся на ней предметы освещены солнечным направ­ленным светом, а также рассеянным, исходящим от небосвода и облаков, который смягчает контуры, подсвечивает затененные поверхности и создает тончайшие переходы на границах света и тени. Изменение угла падения солнечных лучей значительно видоизме­няет объемно-пространственную харак­теристику пейзажа и его элементов:

  1. при низком стоянии солнца над горизонтом больше освещены вертикальные по­верхности, выразительно выявляется фактура горизонтальных (цвет дерева кажется светлее, а масса меньше; падающие тени на землю значительно удлинены);
  2. при падении солнечных лучей на поверхность под углом 45° создаются наиболее благоприятные условия для выявления общего объема растения и пластики его форм (этому способствуют как собственные, так и падающие тени от всех элементов объекта, находящихся в освещенной зоне);
  3. при падении лучей под углом 60° большая часть листвы деревьев с обычной (раскидистой) формой крон (дуба черешчатого, вяза, сосны обыкновенной и других деревьев) находится в тени; наиболее выразитель­на при этом освещении фактура деревьев с пирамидальной и колонновидной формами крон (например, вечнозеле­ный кипарис, тополь пирамидальный, ель и др.).

  • ориентация всей композиции и ее элементов по странам света;
  • размещение зеленых насаждений и архитектурных сооружений по отношению к солнцу;
  • направление осмотра.

Во время солнечного заката превали­руют желтые и красные цвета, заметно окрашивающие наземные предметы. В местах визуальной видимости точки перехода солнца за горизонт могут быть созданы видовые площадки, обеспечива­ющие осмотр панорамы солнечного заката. Наиболее подходят для этого возвышенные территории, бельведеры, террасы, плоские крыши парковых сооружений. Отсюда живописная карти­на будет восприниматься в окружении и через ажур зеленых насаждений, которые расположены на передних планах и видны темным силуэтом.

Рельеф, климатические условия также влияют на условия освещения. В се­верных широтах предпочтительнее раз­мещать сады на склонах южной ориентации с благоприятным микрокли­матом. В этом случае все предметы освещены солнцем, имеются большие возможности использования светотене­вых приемов. В садах южных широт предпочтительны склоны северной ори­ентации. При одинаковом составе насаж­дений на ровной местности затененность территории больше, чем на южных склонах. На северных склонах падающие тени удлиняются, а площадь затененной территории увеличивается.

Фронтальное солнечное освещение делает крону более плоской, но создает контрастные границы теней от ее выступающих частей. Наиболее осве­щенные места здесь больше соответству­ют их природному цвету и значительно отличаются от затененных поверхностей, где колорит меняется, а светотеневые переходы смягчаются. Деревья, имею­щие темные глянцевитые листья, заметно отражают голубизну неба. Растения с теплым оттенком листвы в тени выглядят свежими, ярко-зелеными, чему способствует смешение желтого и голу­бого цветов.

Выразительность растений, восприни­маемых против света, зависит от формы и сквозистости крон. Наиболее эффектно это освещение, когда ажурные части сочетаются с плотными массами листвы, отличающимися хорошим силуэтом. При плотных, компактных кронах высве­ченные листья располагаются только по контуру и не всегда могут создать должный эффект. У деревьев с раскиди­стой кроной и тонкой листвой большая часть кроны может эффективно светить­ся в «контровом» освещении.

Характер освещения во многом опре­деляет и восприятие цвета . При формировании ландшафтных компози­ций использование цвета в основном сводится к сопоставлению теплых и холодных, светлых и темных, ярких и сдержанных тональностей сообразно их положению в пространстве и сочета­нию между собой. Соче­тание цветов играет важную роль в объемно-пространственных компози­циях.

Факторы цветовой гармонии в ландшафтном дизайне:

  1. особенности климата и свя­занного с этим естественного освещения;
  2. цвет местного ассортимента раститель­ности, его изменения по временам года;
  3. колорит местных строительных материалов и окружающей природной среды.

Например, в районах с продолжи­тельной зимой, особенно в северных зонах страны, яркое колористическое решение архитектурных объектов может оказывать мощное эстетическое воздей­ствие в условиях тусклого освещения, преобладания серо-белых и приглу­шенных зеленых тонов в окружающем пейзаже и при отсутствии красочной листвы у деревьев.

Цвет может оказать значительное влияние на восприятие пространства, светлые цвета способны зрительно увеличивать, а темные — уменьшать пространство, теплые — приближать и холодные — удалять предметы от на­блюдателя.

Читайте также:
Как выбрать газонокосилку: ориентируйтесь на местность!

В ландшафтном проектировании ис­пользуется целый ряд приемов:

  1. цветовой контраст между главным объектом рассмотрения и фоном. Он может достигаться силой цвета, а также сочетанием холодных и теплых тонов, сопоставлением жестких и мягких цветовых оттенков;
  2. количественный цветовой контраст, когда на преобладающем фоне одного цвета выделяется малое цветное пятно другого;
  3. решение отдельных зон парка в ло­кальном, присущем только им колорите;
  4. ритмическое построение цветовых композиций и пространств;
  5. создание иллюзии, зрительно усилива­ющих или ослабляющих отдельные элементы парковой композиции или ансамбля, исправляющих с помощью цветового нюанса пропорции, форму предметов и глубину пространств.

Светоцветовые формы природы в тече­ние суток, сезона находятся в посто­янной динамике, а формы и цвет архитектурных сооружений неизменны, поэтому необходимо учесть все осо­бенности колористических изменений ландшафта. Так, одним из приемов колористического решения ан­самбля может быть размещение светлых по тону зданий и светлой по колеру раститель­ности на высоких отметках рельефа, а темных по тону, небольших по объему и низких сооружений и растительности темных оттенков — на пониженных уча­стках, подчеркнув пластические осо­бенности рельефа, усилив выразитель­ность силуэта.

Архитектурно-пространственная структура сада является важной со­ставляющей частью художественного замысла, т. е. находится во взаимосвя­занной композиционной системе его центров, основных и второстепенных доминант, локальных акцентов и ней­трального фона. Степень сложности этой структуры зависит:

  1. от назначения и функционального зонирования террито­рии;
  2. от рельефа и других особенностей ландшафта;
  3. от размеров участка и других факторов.

Геометричность и живописность ком­позиционных приемов предопределя­ются прежде всего топографией местно­сти, общей ландшафтной характеристи­кой. Геометричные по форме архитек­турно-ландшафтные ансамбли обладают ясностью, быстро постигаемой структу­рой, однако в случае частых и долговре­менных посещений их одними и теми же людьми начинают производить впечатле­ние монотонности.

Средства гармонизации ансамбля в ландшафтном дизайне

Соразмерности частей и цело­го добиваются путем ­художественного (осознанного или ин­туитивного) пропорционирования объ­екта; соответствие между человеком и его предметным окружением обеспечи­вается правильно выбранным масштабом всех составляющих ансамбль элементов, как больших, так и малых; выразитель­ность композиции, возможность ее «прочтения» зависит прежде всего от контрастных и нюансных переходов между этими элементами, ощущение упорядоченного разнообразия достига­ется за счет их ритмической организа­ции. Важным средством гармонизации архитектурно-ландшафтного ансамбля является также исторически сложившийся стиль.

Пропорциональность — это сораз­мерность составных частей ансамбля, гармоническое соотношение между его составными частями. В художественном произведении составляющие его формы пропорционально взаимосвязаны и пред­ставляют собой единую, цельную компо­зицию, обусловленную назначением и тектонической структурой.

Старые мастера архитектуры широко пользовались пространственными отно­шениями, в основу которых были положены простые и иррациональные числа. Особенно широкое применение имело золотое сечение, или, как именовал его Леонардо да Винчи, «золотое число», которое в математиче­ском выражении представляет собой уравнение, где больший отрезок прямой относится к меньшему так же, как их сумма к большему отрезку. Пропорция золотого сечения нашла применение и в ландшафтной архитектуре. Пропорционирование органично связано с природными особенностями террито­рии и ее ландшафтным зонированием, архитектурно-планировочной структу­рой, функциональным назначением, мас­штабом и приемами художественного убранства.

В современном градостроительстве с использо­ванием типовых проектов и индустриаль­ных деталей, пропорции и модуль которых во многом определяются осо­бенностями заводского производства, не удается в полной мере использовать правило золотого сечения. Очевидно, оно не может быть единственным основопо­лагающим в сложных объемно-пространственных композициях. Модуль и стандарт в принципе не только не препятствуют развитию и при­менению пропорций в современной архитектуре, но, возможно, явятся той органической основой, на которой должна возникнуть новая система пропорций.

Масштабность — важнейшее сред­ство архитектурной композиции, сред­ство достижения художественной выра­зительности садово-парковых ансамб­лей. Масштаб должен рассматриваться не только как специфическое качество архитектурного ансамбля сада и окружающей застройки, но и как результат воздействия определенной оптимальной функционально-планировочной структуры.

У людей складывается устойчивое представление о наиболее типичных размерах тех или иных пространств, сооружений, их элементов, формах, объемно-пространственных построени­ях. Эти представления составляют основу масштабных оценок зрителя, его впечатление о «нормальном» масштабе (например, жители современных больших городов уже привыкли к укруп­ненному масштабу городских про­странств и сооружений).

Впечатление наблюдателя о масштабе пространств и зданий меняется и в зави­симости от характера окружающей среды. Одни и те же поляна, массив зелени, дерево, сооружение, аллея приобретают различную масштабную характеристику в зависимости от того, расположен ли сад или парк в окружении многоэтажной городской застройки или в условиях природного окружения. Для масштабах оценок характерны тенден­ция соотносить однородные объекты, возникновение ассоциативных впечатле­ний. С увеличением размеров сада, сооружения возникают представления о его большей значимости.

Ритм является важным средством композиционного единства архитектур­ных и природных форм, обусловленный в природе закономерностями биофизиче­ских процессов, а в архитектурных решениях — спецификой функциональ­ного назначения, конструкций и матери­ала, особенностями строительного про­изводства. И в природе, и в архитектуре ритм служит «регулятором» простран­ственно-временных и количественных изменений формы.

Наличие каких-то повторяющихся или чередующихся элементов — линий, объ­емов и т. п. (например, в виде дорожек, деревьев, бордюров) — в пейзажной картине есть простейшее проявление пространственного ритма. Примером самого примитивного ритма – повтора – могут служить линейные посадки одно­породных и одновозрастных деревьев, более усложненного – чередование в определенной последовательности де­ревьев, кустарников, скамей, скульптур вдоль аллей, которое улавливается пешеходом в процессе движения, во времени.

Как правило, в живописных пей­зажных построениях ритм менее заме­тен, чем в регулярных.

Задача правильного размещения рит­мических акцентов — одна из важней­ших при архитектурно-ландшафтной организации. При этом надо помнить, что уже три-четыре повторяющихся явления вызыва­ют у человека предположение об их периодичности.

Нюанс и контраст активно использу­ются в архитектурно-ландшафтных ан­самблях на основе гармонической связи природы и архитектуры.

С использованием нюансных отноше­ний можно добиться пластичных перехо­дов от природной среды к сооружению, «растворить» здание, малые архитектур­ные формы в окружающем ландшафте. При этом обеспечиваются малозаметные переходы структуры, пластики, цвета, тона, света, массы природных и архитек­турных элементов.

Контрастные композиции, основанные на выделении и подчеркивании дина­мичных архитектурных форм, строятся на выразительном их противопоставле­нии нейтральным плоскостям лужаек, водных бассейнов, спокойным по силуэту и пластике зеленым массивам и рельефу.

Контраст и нюанс, эти виды отношений, применимы к раз­мерам, формам, фактуре, цвету, осве­щенности всех компонентов парка, а также их ритмическому положению на территории. Если при контрастных отношениях преобладает противополож­ность однородных свойств, то при нюансе эти отличия мало заметны и построены на тонкостях и оттенках. Здесь более выражено сходство, чем различие.

Читайте также:
Елка из веток и шишек

Все многообразие контрастов можно условно свести к двум разновидностям:

  1. противопоставление, которое воспринимается единовременно, т.е. од­ним взглядом;
  2. последователь­ное противопоставление, которое воспри­нимается лишь в движении.

Во втором случае следует иметь в виду как различия между отдельными зонами, так и само чередование зрительных эффек­тов вдоль определенного маршрута. При этом каждый последующий контраст должен быть как-то подготовлен преды­дущими впечатлениями, введением не­коей паузы, так как слишком частые контрастные противопоставления вза­имно ослабляют друг друга, могут привести к сенсорному утомлению и раздробить, измельчить общее впе­чатление. Мастерами садового искусства давно уже замечено, что контраст лучше строить на противопоставлении не всех признаков, а лишь одного-двух, с выявле­нием каких-то связующих элементов, объединяющих противопоставляемые предметы и явления.

Тождество — полное сходство со­измеримых признаков, линейных разме­ров — служит выражением внутреннего равновесия и статичности. Торжествен­ное чередование компонентов парка (например, скульптур, фонтанов, деревь­ев вдоль аллеи) устанавливает их метрическую закономерность в про­странственной композиции.

Вдохновляющие морозные художества

Мороз узором по стеклу ползёт
И кружева плетёт без спиц умело.
Вот чудо — сказка на окне растёт —
Фантазию зима внедряет смело!

Ты окон двух похожих не найдёшь.
На каждом свой рисунок — персональный.
И каждый вид по-своему хорош!
Мороз — художник очень уникальный!
Чем злей мороз — тем сказочней узор!
Ты только всё увидеть постарайся!
Расправь ты крылья, ощути простор
И в сказке очутиться попытайся!

… Вот на окне морским любуюсь дном,
Где водоросли гибкие плетутся,
И в них русалки с папой — Нептуном
Играют в прятки, весело смеются!
А раковин на дне — не сосчитать!
А жемчугов — не обхватить руками!
Вот приказать бы рыбкам всё собрать —
Заставила б всю избу сундуками.

… То в лодке птицей по волнам лечу!
И от стихии грозной нет спасенья!
В пучину с головой я не хочу —
Надежда лишь на капельку везенья.
А шторм бросает волны к небесам!
Их гребни на дыбы встают, как кони!
И ветер бьёт по рваным парусам!
И нам не убежать от их погони.

… То на ракете к звёздам унеслась,
Среди планет, как космонавт, блуждая.
Со свистом вниз комета пронеслась,
Хвостом могучим звёзды разметая.
Кругом стоит холодный мёртвый звук
И звёзды в хороводе вечном кружат.
Вокруг луны столпились в тесный круг —
С ночным светилом по соседству дружат…

… То вдруг гуляю в сказочном саду!
(Ведь в сказку я сама себя впустила.)
И от восторга слов я не найду:
Жар-Птица рядом перья распустила,
Так ходит важно и клюёт зерно,
А хвост, как веер, озаряет небо!
Она хозяйка здесь уже давно —
Ловить её и глупо и нелепо…

… То вижу просто русский зимний лес,
Где ели и берёзы вперемешку.
На ветках, как штангисты, держат вес
Из снежных гирь, богатырям в насмешку!

А снег искрит, что не сдержать слезу!
Здесь всё блестящим бисером расшито!
За ветку дёрну спящую красу —
И с головой лавиною накрыта!

Весь лес застыл, как будто ждёт беды.
Лежат, как тучи, ватные сугробы.
Зверюшки робко, в поисках еды,
Следами на снегу рисуют тропы.

Я, как во сне, счастливая бреду!
Снег с неба сеет, как мука из сита!
Снежинки в танце дремлют на лету —
Кружат за мной, как за принцессой свита…

Давно люблю на окнах наблюдать,
Как белый шёлк сплетает паутину!
Как жаль, что не умею рисовать,
Чтоб сохранить морозную картину!
Узоры можно без конца читать,
Смотреть на окна, отстранясь от дела,
О чудесах несбыточных мечтать,
Увидеть то, что в детстве так хотела!

Это великолепное стихотворение Татьяны Дворниковой так и называется «Морозные узоры».

Вдохновляющие изображения, не правда ли? Сама природа невидимой кистью изображает их на стекле, и каждая морозная картина уникальна.

Причиной появления узоров на окнах является определенное сочетание влажности воздуха в помещении и температуры воздуха на улице. В помещении должно быть достаточно влажно, а за окном — ниже 0 градусов. Влага воздуха конденсируется на холодном стекле, она охлаждается еще больше и замерзает. Образуется тонкий слой льда. Но замерзание происходит постепенно, поэтому кристаллы имеют различную форму. Кристаллики льда образуют такие причудливые формы. Все потому, что есть неровности и царапинки на поверхности стекла. На них ледяные кристаллики образуются в первую очередь. Кристаллики осаждаются один за другим, друг на друга — и получаются удивительные неповторимые узоры. Помимо неровностей стекла, в «рисовании» узоров участвуют частички пыли на поверхности стекла и воздушные потоки.

Современные окна обладают хорошей теплоизоляцией, то есть внутренняя поверхность стекла не охлаждается настолько сильно, чтобы покрываться льдом. Кроме того, часто влажность воздуха в квартире зимой, когда работает отопление, бывает низкой, то есть в воздухе мало капелек воды, они не оседают на стекле, узоры не образуются.

Мы уже привыкли к современным стеклопакетам, с тепло и шумоизоляцией. А как же здорово было в детстве ждать, когда на стекле появится замечательная картина, нарисованная Дедушкой Морозом. Ее можно было рассматривать часами и мечтать :) А еще эта картина менялась. Представлялось, что Дед Мороз что-то дорисовал, сделал четче или стер, совершенствуя свой шедевр.

Морозные узоры — кладезь вдохновения не только для фотографов. Его используют для принтов в различных изделиях, вышивке, плетении из бисера, кружевах, вязании, резьбе и многих других видах творчества.

Надеюсь, вы получили заряд вдохновения и хорошего настроения :)

Не забывайте нажать «Нравится!», если вам понравилсь публикация.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: